ЦСИ “Арсенал”. Нижний Новгород. “Названо. Вазари”.
Нижегородский «Арсенал» находится в Кремле. Это центр современного искусства. Сейчас это Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина и таковым является с 2020 года.
Вообще, новгородский центр современного искусства существует с 1997 года. В нем проходят выставки, арт-проекты и междисциплинарные мероприятия. В здание «Арсенала» в Кремле эта организация переехала в 2011 году. В 2014 здесь проведён серьёзный ремонт, здание было отреставрировано. И с 2015 года в нём происходит активная выставочно-исследовательской работа.
Само здание «Арсенала» историческое — это памятник архитектуры позднего классицизма. Когда-то это были армейские склады. Здесь хранили инструменты для военного оркестра, амуницию, карты и прочее. А сейчас, на основе исторического архитектурного сооружения, создали большое красивое современное арт-пространство, в интерьере которого органично сочетается кирпичная кладка и современный минималистический дизайн. Все сделано очень функционально, интересно, статично, благодаря чему находиться в здании очень приятно.
Здесь есть кафетерий, отличный книжный магазин, где можно приобрести тематическую литературу. И вполне интересная сувенирная лавка, в которой можно выбрать мерчи по итогам посещенной выставки либо сувениры, тематически связанные с Нижним Новгородом, на память о поездке. Кстати, это ссылка на их сайт: https://arsenal-museum.art/ .
Выставки.
I ) «От предмета к экспонату»
В наше посещение «Арсенала» проходили две очень интересные выставки: одна располагалась на 1-этаже – (экспозиция сравнительно небольшая) это выставка «От предмета к экспонату». Она посвящена упаковке экспонатов при перевозке.
Здесь показаны средства и способы защиты упаковки предметов искусства и тематически близкие работы современных художников, например, работы Валерия Чтака https://chtak.art/ с его знаменитыми котами, Мишы Моста http://www.mishamost.com/ , Джейкоба Якубова и других.
В экспозиции показан весь путь экспоната от одного места до другого подробно: от логистики до сохранности, то есть то, как предметы упаковываются, как они изолируются, как они располагаются внутри транспортировочного контейнера, на чем перевозятся. Все и наглядно видно по фотографиям и представленным образцам.
Отдельный блок этой экспозиции, посвященной истории транспортировки коллекции Шереметьевых из Юринского замка в Нижний Новгород. Здесь представлено целое путешествие произведений искусства в виде фотографий и документов, журналов записи, а также некоторых экспонатов. Любопытно проследить проследить наглядно и оценить всю историю транспортировки коллекции более 100-летней давности из одного крупного регионального музея в другой. В общем-то это тоже своеобразная музейная история.
II ) «Названо Вазари. Возрождение.»
На 2-этаже в пространстве «Арсенала» в наш приезд проходила выставка «Названо Вазари. Возрождение». Это искусство эпохи Ренессанса и его последователей разных времен. Выставка очень обширная. Я бы сказала, даже знаковая, потому как это вторая часть большого одноименного проекта. Первая осуществилась зимой 2021-2022 года, называлась она «Готика». Следующая часть планируется только в следующем году. Осенью 2023 – зимой 2024 года под названием «Маньеризм». Это три таких основных части, три блока большого выставочного проекта. Вазари, первый историк искусства, предложил обозначить основные искусствоведческие вехи именно таким образом. То есть выставка как часть большого культурного проекта существует и сама по себе, и во времени и пространстве. Это очень интересно и захватывающе.
Выставка «Названо Вазари. Возрождение». Объединяет не только художников Возрождения и современности, но и произведения разных видов и жанров изобразительного искусства. Надо сказать, что здесь присутствует живопись, графика, книги, медали, декоративно-прикладное искусство, объекты и прочее – виды изобразительного искусства, представленные на выставке очень разнообразны, что тоже не даёт заскучать: интересно наблюдать, как одни и те же задачи и смыслы реализуются разными художественными средствами.
Многоплановость и многозначность выставки можно оценить, посмотрев гравюры Монтеньи, Кранаха старшего, Дюрера. Все это оригиналы времен от XVI до XIX века. Живопись круга Ботичелли, Пинтуриккио, а также живопись художников Флоренции, Лоренцо ди Креди, Виллема Кея и других, конечно, очень впечатляет.
Это действительно прямое соприкосновение с художниками прошлого, с художниками Ренессанса. Соприкосновение со всем лучшим, что было создано эпохой самой значимой в истории искусств.
Выставка проходит с включением работ современных российских авторов. Это производит неизгладимое впечатление. Например, медали Антонио Пизанелло находятся практически рядом, в одном помещении, со скульптурой Егора Крафта; барельеф Лоренцо Гиберти в соседнем зале с фотографиями Мамышева-Монро. Это и будоражит, и вдохновляет одновременно. Это перемежение мастеров эпохи Ренессанса с работами отечественных художников, вдохновленных эпохой Возрождения (они выбирались именно по этому принципу) дают выставке особый шарм.
Авторы, представленные на выставке, – это Иван Чуйков, Владислав Мамышев-Монро, Айдан Салахова, Евгения Буравлева, Елена Артеменко, Ольга Тобрелутс, Петр Белый и другие.
Мне, например, особенно понравилась та часть экспозиции, где выставлена графика Максима Атаянца. Это средних размеров графические листы, выполненные тушью и пером. Оригинальная графика современного художника сюжетно объединена с гравюрами Джованни Батиста де Кавальери. Офорты и резцовая гравюра последнего соседствуют с рисунками тушью с теми же сюжетами, немного иными композиционно и, конечно, отличающимися по манере. Таким образом происходит как бы перекличка не только художников, но и эпох – такая своеобразная творческая дуэль. Очень интересно было рассматривать именно этот раздел и поэтому, особенно мне как художнику-графику.
Вся экспозиция большой выставки выстроена по принципу тематических разделов. Это тоже очень приятно, потому что нет ощущения времени внутри одной экспозиции. Тематика, объединяющая творчество художников Возрождения и современных авторов дает как будто бы направление развития творческой мысли для последующих поколений художников.
Основные понятия, темы и образы, типичные для эпохи Возрождения и получившие дальнейшее развитие, разбиты на блоки и распределены по выставочным залам. Это такие мини-экспозиции внутри выставки как: образ и герой, вера и благочестие, природа и пространство, науки и познание, Ренессанс или ренессансы. Этот раздел мне особенно оказался любопытен, потому что здесь, во-первых есть отсылка к книге Эрвина Панофски. И здесь представлены фальсификации и подражания, интерпретации, новые воплощения самого стиля художников Ренессанса и основных его идей.
Например, если рассматривать один из экспонатов выставки именно этого раздела -портрет пожилого мужчины XIX века работы неизвестного автора, то это подделка под XVI век. Можно уловить и общие характерные черты эпох, стилей и прочего, и конечно, различия. Или, например, можно поизучать венецианскую живопись на основе работы, подражающей манере и стилистике венецианских художников на примере мужского портрета также неизвестного итальянского автора XIX века. Это подражание характерной живописной манере рубежа XV-XVI веков. Определили датировку и место создания работы при помощи технологического исследования картины, например, анализа красочного слоя и манеры написания.
Это все, конечно, очень захватывает. Из современных художников на выставке меня особенно впечатлил и вдохновил, конечно, мой любимый Валерий Кошляков. Я впервые увидела его работу вживую.
На выставке показана его «Волчица в музее», написанная на крафт картоне с такой характерной Валерию Кошлякову, манерой, такими потеками, с ярко выраженными контрастами белого и темного. Это живопись сильно тяготеет к академической традиции, но с самобытным технологическим подходом.
Очень интересная работа Антона Чумака, выполненная акрилом. Это такая отсылка к архитектурным трактатам эпохи Возрождения. Работа называется «Ордер», представляет она собой такой эффект фото негатива, как будто бы архитектурное сооружение создано не в живую, это не конструкция, как будто бы она существует в мозгу зрителя.
И, конечно, одно из ярких впечатлений от выставки: это работа Егора Крафта «Портрет андрогина». Это мраморный рельеф. Вообще, это такая компиляция античных образов, выполненая в современной технике – художник использовал здесь машинное оборудование и алгоритмы искусственного интеллекта при обработке мрамора. Это тоже как бы проводит своеобразную параллель между исследованиями художников эпохи Возрождения и современными авторами. Мне кажется, это очень здорово, интересно.
Вот такое интересное получилось путешествие. По данной выставке в Арсенале лучше ходить долго. Детям, наверное, будет очень скучновато, а вот молодежи и взрослым будет удивительно и захватывающее, особенно тем зрителям, которые изучают историю искусств или связан с изобразительным искусством. Хорошо бы запастись терпением, немножко почитать о современных авторах, которые представлены на выставке, заранее.
Ну и освежить свои знания и впечатления об эпохе Возрождения, посетив залы нижегородского Арсенала тоже не помешает. Провести время культурно, с удовольствием здесь можно легко, впечатления останутся очень теплые. Выставка работает до 9 апреля 2023 года, поэтому еще есть шанс успеть ее посмотреть. И я очень рекомендую это сделать.
Если вам понравилась статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте у нас Видеокурсы по рисованию.