Галерея Хазинэ. г. Казань. | Все о туризме

Галерея Хазинэ. г. Казань.

Галерея находится на проезде Шейкмана, 12 – это третий подъезд Казанского Кремля.

Она входит в состав музея изобразительных искусств Татарстана наряду с галереей современного искусства «Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан» и главного здания музея, где находится русское искусство XVIII-начала XX веков. Собрание иконописи в Казани расположено в филиале музея на ул. Карла Маркса.

Само здание галереи – памятник архитектуры в стиле классицизма, оно очень строгое, лаконичное, красивое снаружи и достаточно интересное внутри.

Открыта галерея Хазинэ по музейным меркам совсем недавно, в 2005 году. Тут представлены живопись, графика, скульптура, созданные художниками Казани, Казанской губернии, Республики Татарстан в XIX-XX веках.

Помимо основной коллекции галереи: произведений советского искусства и русского искусств, здесь бывают и временные выставки. В галерее Хазинэ представлены разные стили изобразительного искусства: от реализма до авангарда, поэтому сама экспозиция нескучная, интересная, и даже не очень подготовленному в области изобразительных искусств зрителю здесь будет, что посмотреть и чем увлечься.

В галерее также проходят тематические и персональные выставки художников, в том числе из других регионов и из-за рубежа. Вообще галерея проводит до 25 выставок ежегодно. В наш приезд в Казань мы смогли посмотреть тут несколько таких выставок: тематических и персональных.

Галерея достаточно большая. Но там всегда есть, где посидеть, подумать. Между этажами поставлены удобные диванчики, а внутри залов есть пуфики, на которые можно присесть и перевести дух. Это замечательно. Рекомендую поход в галерею Хазинэ не только любителям искусства, но и тем, кто только приобщается к этой сфере.

В галерее четыре этажа. Они разбиты на тематические экспозиционные блоки и на каждом этаже есть небольшое пространство для маневра – сменных выставок. На 1 этаже в наш приезд проходила выставка столетия Лотфуллы Фаттахова – казанского живописца. Он в своем творчестве отдает предпочтение народным образам, яркому колориту. У него очень солнечные картины, наполненные красками, светом – смотрите сами.

Мазок художника на полотнах очень грамотный, красивый, эффектный, благодаря чему живопись Фаттахова интересно рассматривать еще и с разных ракурсов, когда краска преломляется на свету. Мне особенно понравилась картина «В любую погоду» –  прямо напомнила меня на пленэре, когда погода не очень хорошая, а писать очень хочется.

На этой персональной выставке разместились работы очень разные, как живописные от портрета до многофигурных композиций, выполнены маслом на холсте, так и иллюстрации к татарским народным сказкам, в графических техниках, в том числе и смешанных: гуашь, акварель и тушь. Они все созданы в характерной для мастера манере, если рассматривать всю экспозицию целиком то несложно отследить как меняется авторский почерк художника от замысла к замыслу, но вместе с тем, остаётся цельным, узнаваемым.

На 2-этаже галереи представлена живопись соц. арта. Ну, меня очень повеселили образы Ленина с типичными такими национальными татарскими чертами и в окружении не менее колоритных персонажей.

Известно, что Ленин учился в Казанском университете, поступил туда в 1887 году на юридический факультет и впоследствии был отчислен. Образ молодого Ильича, конечно, не редкость в творчестве казанских художников советского периода.  Ленина здесь много, он очень своеобразный.

На 2-ом этаже галереи мы попали на выставку графики Дмитрия Павловича Мощевитина. Это, в основном, иллюстрации, выполненные в технике акварели, туши и смешанных техниках. Какие-то вещи, конечно, очень знакомые, особенно по журналам об искусстве. Какие-то были новыми для меня у этого автора и, конечно, все работы впечатлили мастерством, техническими особенностями, композиционной остротой рисунка — особенно черно-белые листы в технике туши.

Очень порадовали колористическим богатством цветные иллюстрации.

На 3-ем этаже галереи – постоянная экспозиция искусства военного и послевоенного времени. Тематика сложная для восприятия, хотя и привычная для посетителей крупных региональных музеев искусств. Самое интересное здесь, наверное, анализировать как художники послевоенного периода представляют трагические события, происходившие до их рождения и насколько по-разному видят эту тему разные мастера.

Здесь же, во время нашего посещения галереи, разместилась персональная выставка художника Хариса Якупова. Дело происходило в 2019 году, в январе, когда мы приезжали именно в Казань с визитом.

Мне, конечно, понравились портреты, потому, что они настолько жизнерадостные, настолько яркие и характерные, что быть здесь и сейчас, наблюдать их, большое удовольствие это впечатление сохраняют и репортажные фотографии. Говорю об этом не только как профессионал в области изобразительного искусства, но и как обычный зритель.

Интересны многофигурные композиции, созданные художником. Мне особенно понравились холсты, выполненные в смешанном жанре, где, например, в одном сюжете сплетается натюрморт, пейзаж, портрет и что-то ещё.

На этом же этаже, в этот же наш приезд, мы попали на выставку, посвященную династии Толстых и вообще всей семье Толстых в Казани. Здесь и представители династии разных временных периодов, и творческие личности, которые прославили семью помимо Льва Николаевича, и пейзажи по мотивам жизни и пребывания Толстых в Казани и личные вещи. Выставка очень обширная, интересная, начиная от акварелей Федора Толстого. Вот этих знаменитых его прозрачных, миниатюрных, как правило, цветочных натюрмортов, очень ювелирно выполненных.

Дальше, следуя экспозиционному курсу, – галерея портретов представителей семьи. Мне очень близок, конечно, портрет этого молодого человека. Это прям, вот я во время творческого кризиса.

Заключительным звеном этой большой выставки стала персональная экспозиция акварели, иллюстрирующих жизнь Толстого в Казани, его ранние юношеские и молодые годы.

Лев Николаевич учился здесь в Казанском университете, начинал вести дневник, в котором не просто описывал происходящие события из дня в день, но и фиксировал свои первые философские открытия и размышления, которые потом легли в основу всего его творчества. Я уже писала об этой выставке в предыдущей статье.

И самое интересное разворачивается на 4-ом этаже галереи. Это отдельная экспозиция, посвященная Николаю Ивановичу Фешину.

Фешин – художник работавший в стилистике модерна и импрессионизма, знаменитый Академик, любимый и уважаемый многими поколениями художников мастер, как при жизни, так и до сих пор, педагог.

Про этот отдел расскажу поподробнее.

Фешин родился в Казани. Здесь прошли его ранние годы,  здесь же он учился в Казанской художественной школе. Сюда же он вернулся после окончания Академии художеств. Здесь много преподавал. Здесь прошло становление его как мастера-живописца,  отсюда он эмигрировал в США.

Художник умер в городе Санта-Моника в США, прах его был захоронен изначально там, а потом привезён в Россию и перезахоронен. Сейчас могила Фешина находится в Казани.

Здесь в нескольких залах представлены этюды, эскизы, готовые композиции, портреты, а также скульптурные опыты художника. Меня, конечно, впечатлила и живопись своей фактурой, экспрессией, свободой, и скульптура, потому как к своему стыду я очень мало видела скульптурных работ Николая Фешина, даже в репродукциях. И я думаю, что одно помогало другому безусловно, особенно в работе с формой.

Ученик Репина,  художник, получивший классическое последовательное ступенчатое образование в области изобразительного искусства, самобытный живописец с яркой индивидуальной манерой, с характерным академическим уклоном, в сочетании с лично наработанными приемами, стилистикой, фактурными возможностями, технологическими особенностями живописи, Фешин очень интересен. Его индивидуальная манера не просто хороша и выразительна, ее развитие и становление очень наглядно прослеживается в экспозиции музея.

Здесь видны и его эксперименты с грунтами и красками. Фешин отказался от готового масляного грунта, которым пользовались все художники его времени и заменил его казеиновым и желатиновым грунтом. Ну, собственно тем,чем мы  – художники современные – пользуемся в живописи до сих пор.

Впервые в академической живописи, он начал активно использовать мастихин, что придает его работам особую выразительность и экспрессивность. Если вы не очень хорошо разбираетесь живописи и просто заходите в галерею живописи для общего развития, то вам непременно стоит попасть на экспозицию Фешина, чтобы наглядно увидеть, как создается картина от эскизов, этюдов и отдельных набросков к готовому законченному произведению.

Во-первых, здесь это все очень грамотно и полно представлено, бережно собрано и тщательно сохранено. А во-вторых, посмотреть, как именно создается сама живописная ткань, как раз для тех, кто считает, что классическая живопись — это что-то гладкое и все мазки должны быть непременно размазаны по холсту, здесь будет очень много всего чудного, непривычного и даже шокирующего.

Потому как подходя очень близко к холсту практически не читается изобразительность (сложно понять, что именно изображено – просто какое-то хаотичное нагромождение цветов и мазков). Фешина очень интересно рассматривать вблизи, на расстоянии и с разных ракурсов, перемещаясь по залу. Благодаря самобытной яркой фактурной манере наложения краски на холст, слой на слой, немножко небрежно и скоро, экспрессивно и легко, само изображение переливается как драгоценный камень оттенками цвета и тона.

В экспозиции выставки представлены не только казанский период творчества художника, но и эскизы, но и законченные произведения разных форматов, размеров, жанров. Во всём творческом наследии Фешина насчитывают 4 картины монументального размера. В казанской галереи Хазинэ находятся «Обливание» и «Бойня». Меня особенно впечатлила «Бойня» 1919 года. Это очень сложная эмоционально, экспрессивная картина с драматическим сюжетом. Виден сбор материала к этой композиции. Конечно, тема отражает события Первой Мировой войны и Гражданской войны в России, в то же время, это такой авторский поиск авторских технических приемов и эксперимент с особенностями визуальной эстетики. Видно, как художник пытается соединить объемы и силуэт в единое целое, сохраняя образность.

Картина очень нервная, такая трагичная, выполненная с большим надрывом, хотя это по сути обычный бытовой жанр. И если сравнивать готовое полотно и весь сбор материала к будущему произведению, то видно, как из чистой абстракции рождается конкретика. Это просто завораживает! Мне, как художнику, это очень интересно и близко.

Когда я ходила по экспозиции, то нашла много параллелей, с творчеством Валентина Серова (наверняка Фешин видел работы Серова и вживую на выставках и, возможно, даже встречался лично с художником, не могу сказать точно, но определенное влияние Серов, конечно, на Фешина оказал). Хотя это абсолютно два разных мастера уникальных, самобытных.

Эти параллели прослеживаются не только в сюжете, но и в некоторой изобразительности (солнечный свет, высветленная палитра, лёгкая мазковая техника). Вот, к примеру, портрет Вари Адоратской кисти Фешина. Ну, чем не «девочка с персиками»?

Хотя у Фешина совершенно другая композиция, совершенно иной живописный строй, по сравнению с серовским портретом. Но всё же тоже тема детства, хрупкости, свежести. Я, конечно, с удовольствием сфотографировалась с этим прекрасным, нежным портретом — вот то, что обязательно стоит сохранить на память, такие радостные эмоции от живописи.

Вообще детские портреты очень сильно перекликаются с аналогичными серовскими картинами. Даже внешне один из мальчиков на картине (на портрете) Фешина напоминает Мику Морозова. Посмотрите сами, что здесь общего, а в чем разница.

Вот так художники черпают вдохновение друг у друга. А мы с удовольствием наблюдаем за этим и вдохновляемся прекрасной работой мастеров. Вообще, рекомендую идти в галерею на свежую голову, выделить отдельный день, вне посещения других музеев, галерей или каких-то мемориалов, чтобы не перегрузить восприятие, чувствовать себя комфортно и насладиться живописью, скульптурой, графикой полноценно; чтобы накопить впечатлений и получить заряд позитива, радости и ощутить волшебную силу искусства, которая спасает в любые времена.

Если вам понравилась статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.

3. Покупайте у нас Видеокурсы по рисованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.