Эрмитаж-Казань
Древний мир.
В одном пространстве, в разных его крыльях, находящихся прямо в Казанском кремле, расположены два очень интересных музея. Первый — это музей естественной истории Татарстана. Про него я расскажу чуть попозже.
Второй — Эрмитаж-Казань.
Филиал петербургского Эрмитажа в Казани я увидела первым из всех существующих филиалов и впечатление он, конечно, произвел очень приятное своей организаций и размахом. К слову, это первый филиал Эрмитажа в российских регионах.
Выставка, проходящая во время нашего пребывания в Казани, называлась «Искусство портрета». На ней экспонировалось более 400 произведений искусства разного стиля, разных эпох, разных авторов, благодаря которым можно было, оценить, проанализировать, просмотреть весь ход развития портретного искусства от древних времен и до XXI века включительно.
Что самое интересное, для тех, кто не очень хорошо знает историю искусств, или только только начинает в ней разбираться, выставка оказалась таким своеобразным ликбезом: можно было пройти по всем пяти залам, которые очень по-разному оформлены, и последовательно познакомиться с искусством портрета, изучить художников и, конечно, портретируемых.
Очень интересно построен каждый зал. Мне особенно понравилось, как оформлена экспозиция – искусство Древнего Мира. На ней были представлены африканские маски, погребальные маски Сибири. Особенно впечатлили маски из костей, гипса и натуральных волос — это маски, которые были найдены в Аглахтском могильнике Республики Хакасия (Южная Сибирь). Это что-то совершенно потрясающее!
Древний мир был представлен такими классическими, можно сказать, образцами искусства древнего Египта. Например, привезли из Петербурга в Казань часть стеллы Хамхеба из известняка: абсолютно белая, светящаяся, украшенная тонкой красоты рельефом. Конечно, все расположено в специальных стеклянных витринах под стеклом, но обзор очень хороший можно обойти экспонат со всех сторон, рассмотреть как камень целиком, так и художественные особенности рельефа.
Статуя Аменинхета из черного гранита — это последняя четверть XX-первая четверть XIX века до нашей эры – на контрасте находится рядом, и тоже производит очень сильное впечатление, потому что она очень портретно и очень характерно выполнена, в ней меньше стилизации, каноничности, больше индивидуальных черт, что для искусства Египта не очень-то свойственно.
Привезли на выставку в Казань и несколько фаюмских портретов, за что особая благодарность организаторам. Энкаустика II века н.э., предтеча иконописи, удивительно пронзительные изображения лиц людей разного пола и возраста с потрясающе «живым» осознанным взглядом прекрасных глаз – увидеть всё это «вживую» огромное счастье!
Таких портретов в мире существует 900, все они в разном состоянии дошли до наших дней, многие из них широко известны по репродукциям, но ни одна картинка в интернете или книге не сравнится с возможностью даже просто постоять рядом с витриной, в которой разместились погребальные портреты в технике восковой живописи расплавленными красками из Фаюма (Римский Египет).
Греция и Рим.
Очень хороши этрусские тарелки и статуэтки в виде голов, а также тетрадрахмы. Они расположились также в зале древностей. Они небольшие. Это римские монеты небольшого размера. Рассмотреть их можно, наклонившись к витрине.
В целом, изображения на них тоже очень портретно тонко выполнены, с характерными чертами портретируемого – это головы Александра Великого, Птолемея, Деметрия, Метридата, царя Вифании, Прусия I, Клеопатры, Антиоха II и других известных исторических персоналий.
Из греческо-римской части экспозиции мне, конечно, ближе всего портрет Антиноя в образе Гермеса с такими характерными крылышками на голове. Известно, что Антиноя изображали очень по-разному, часто с атрибутами богов греческо-римского пантеона, хотя портретные черты прочитываются в любом его изображении.
Отлично представлены на выставке женские портреты (в этой же части экспозиции – римские женские портреты), например, портрет римской дамы, возможно Констанции. Внешне это такая девушка, у которой не забалуешь: характер героини виден сразу. И параллельно в одном из залов был показан образовательный фильм о римском портрете.
В нём был очень подробный и вдохновляющий разбор искусства портрета в скульптуре, искусствоведческий и просветительский, на примере портрета «сириянки» — это одна из моих любимых портретных скульптур в Эрмитаже. Изображена девушка яркой восточной внешности: очень изысканное, женственное, полное обаяния и такой тихой грусти лицо. В фильме портрет был показан с разных сторон и очень подробно, рассказывалось в нём не только о психологическом портрете молодой женщины, но и о римской скульптуре вообще.
Искусство стран Западной Европы, Востока и России позднего средневековья, эпохи Возрождения и нового времени (XI в. – XVIII в.)
Произведения искусства стран Западной Европы, Востока и России сгруппированы, в формате данной выставки, в отдельных залах. Мое внимание больше всего привлекла картина кисти Антониса Ван Дейка – портрет Вирджинио Чезарини.
Что удивительно, этот портрет (в отличие от других работ Ван Дейка) очень камерный, даже, я бы сказала, аскетичный, по Вандейковским меркам. И интересно было узнать, что написан он поверх портрета кардинала Гридо Бентивольо, то есть картина на картине была сделана.
Интересный небольшой портрет кисти Веласкеса был показан на выставке: такой характерный темный фон, темная одежда, темные глаза, по которым угадывается, конечно, рука мастера.
А из графических портретов – главная звезда экспозиции – это автопортрет Рембранта, самый яркий и интересный, это так называемый «Автопортрет опирающийся на барьер». Он выполнен в технике офорта.
И рядом тоже графический автопортрет Рубенса, то есть можно сравнить двух величайших мастеров Голландии.
Страны Азии и Востока.
Искусство Азии и Востока на выставке представлено тоже достаточно интересно, например, китайской живописью по шелку. Хорошо видны её отличительные черты на примере портрета чиновника с женой работы неизвестного художника. Сразу видно, что это официальный портрет, благодаря красному цвету костюмов, в которые одеты муж с женой, и нагрудно-спинному знаку – Дафону, который говорит о принадлежности героев династии Мин.
Здесь, как и везде в восточном искусстве, очень важную роль играет символика. Например, фазан — форменный знак чиновника 5 ранга. Об этом же говорит и яшмовый пояс у мужчины.
Мой любимый Китагава Утамаро представлен несколькими гравюрами (цветная ксилография). Особенно хорош «Портрет Куртизанки Хитомото из чайного дома Дамондзия со служанкой» Такой идеализированный тип женской красоты, который прослеживается во всей серии портретов красавиц О-куби-Э, то есть «большие головы». Наверняка вы видели эти очень интересные и узнаваемые работы Утамаро.
Из страны Востока на выставке в Казани в 2019 году были показаны несколько работ.
Художник Михр-Али выполнил портрет Фатх-Али-Шаха в 1809-1810 гг. – это одно из выдающихся произведений изобразительного искусства Ирана, прекрасный образец каджарского стиля. Портретируемый изображён по всем требованиям: во весь рост, в роскошном наряде и в руках у него скипетр с фигуркой удода (удод— это вещая птица царя Соломона, которая упоминается в Коране).
Изображение персонажа дополнено стихами-панегириками, то есть очень своеобразно в отличие от европейской живописи , хотя и явным портретным сходством, тонко прописанное полотно. Портрет написан маслом на холсте, отличается тончайшими переходами тона и мягкой моделировкой формы. Притом тональное решение портрета очень контрастно и почти ахроматично.
Русское искусство.
Русское искусство представлено на выставке такими именами как Иван Никитин, Иван Аргунов, Николай Ге, Александр Брюллов, Лев Бакст, Валентин Серов — это и живописные произведения, и графические портреты: рисунки, офорты.
Фотографии.
Очень органично дополняют выставку портрета такого масштаба фотографии Стива МакКари (Steve McCurry).
Вы наверняка помните и знаете знаменитый фотопортрет афганской девочки с такими большими глазами необыкновенного цвета, вот это как раз работа МакКари. Она тоже экспонировалась на выставке «Искусство портрета» в Эрмитаж-Казань.
Экспозиция достаточно большая, требует активной работы ума (интеллекта), повышенного внимания, но для ценителей классического искусства даже на этих фотографиях, думаю, она будет настоящим подарком. Это 19-ая выставка в Эрмитаж-Казань. Выставки продолжают открываться открываться здесь, примерно два раза в год экспозиция обновляется. Каждый раз она разная.
Очень советую попасть туда всем любителям классического рисунка, живописи, композиции — всем, кто увлекается изобразительным искусством, вам обязательно понравится.
Если вам понравилась статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте у нас Видеокурсы по рисованию.
Добавить комментарий