Атипичный аутизм у детей, чем отличается от обычного

Если малыш особенный, резко отличается от сверстников: поведением, выражением эмоций, отношениями с окружающими, способностью к обучению и т. д, что с ним происходит? Как отличить, аутизм это, или ЗПР (задержка психического развития), или умственная отсталость? Эти вопросы очень волнуют родителей «проблемных» детей. Ведь бывает, что признаки ЗПР присущи ребенку-аутисту. А у малыша с умственной отсталостью могут обнаружиться черты аутиста.

Ребенок-аутист

Аутизмом называют расстройство развития, при котором у ребенка нарушается связь с внешним миром. Он существует в своем мирке и не желает выходить за его пределы.

Проявляется это расстройство уже в возрасте 2 лет, но диагноз подтверждается позднее – в 3–5 лет.

Как правило, такие дети физически здоровы.

Ребенок-аутист

Основные признаки ребенка-аутиста:

  • нарушение социального взаимодействия – ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на обращение к нему, у него отсутствуют эмоциональные реакции на действия других людей;
  • стереотипы в поведении – у ребенка имеются свои ритуалы, которые он неукоснительно выполняет, он может часами повторять какие-либо действия или движения;
  • нежелание общения – ребенку-аутисту не нужны друзья, он сторонится людей, он всецело замкнут на самого себя.

Коррекция и лечение детского аутизма

Работа с детьми, страдающими РАС, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для преодоления аутистического поведения требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

Степени

Умственная отсталость у детей имеет 3 степени. При легкой форме патологии нарушения для окружающих просматриваются не так сильно, и часто ребенка просто считают не очень способным к учебе и необщительным.

Легкая форма или дебильность. Уровень IQ не менее 50. Поведение ребенка практически не отличается от остальных детей, за исключением несколько затрудненного контакта с новыми людьми и трудностей в учебе. Внимание больного рассеянное и для усвоения нового материала требуется значительное время. Дети зависимы от взрослого окружения, но при правильной адаптации могут, повзрослев, жить самостоятельно.

Умеренная форма или имбецильность. Уровень IQ от 35 до 49. Эти особенные дети способны усваивать простейшие навыки, необходимые для обслуживания себя. Также их состояние позволяет научиться писать, читать и считать на элементарном, необходимом для жизни уровне. Учиться в общей школе ребенок не может. Самостоятельная жизнь в дальнейшем невозможна, так как, даже во взрослом возрасте, больной нуждается в постоянном контроле и уходе.

Глубокая форма или идиотия. Уровень IQ менее 34. Обучение даже элементарным навыкам, необходимым для обслуживания себя, невозможно. Крайне затруднено даже самостоятельное передвижение. Речь почти или полностью отсутствует. Эмоциональное состояние имеет только 2 формы – удовлетворение или не удовлетворение.

При глубокой форме патологии больные должны находиться в специализированных лечебных учреждениях, в которых получают необходимый врачебный уход и надзор.

Лечение детского аутизма

Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

  1. Семейная терапия.
  2. Исправление поведения.
  3. Медико-психолого-педагогическая коррекция.
Читайте также:  Как успокоить нервную систему и восстановит психику?

Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

  • Амитриптилин – психотропное средство.
  • Витамин В6.
  • Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
  • Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
  • Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.

Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

  1. Строгий распорядок дня.
  2. Прививание жизненно необходимых навыков.
  3. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
  4. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
  5. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
  6. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
  7. Избегание переутомления.
  8. Отсутствие спешки в обучении ребенка.

Специфическое восприятие мира

Специфическое восприятие мира

Например, человека такой ребенок воспринимает только как набор частей тела, которые ничем не связаны между собой. Кроме того, изучение поведенческой характеристики детей с аутизмом позволяет выявить тот факт, что малыши не способны отличить одушевленные предметы от неодушевленных. При этом любые внешние воздействия, такие как звук, свет и прикосновение, провоцируют у них дискомфортное состояние. Ребенок всеми силами стремится уйти в свой внутренний мир, не обращая внимания на то, что его окружает.

Особенности и симптоматика заболевания

Особенности и симптоматика заболевания

Описание аутизма

Патологический процесс затрагивает три сферы развития малыша:

Особенности и симптоматика заболевания
  1. Социальная адаптация.
  2. Развитие правильной речи.
  3. Творческая сторона мышления.

Основная черта, что характеризует атипичную форму патологии, касается непосредственно плана взаимодействия в социуме. Для данной черты существует два ярких примера:

Особенности и симптоматика заболевания
  1. Полное отсутствие желания общаться с окружающими людьми.
  2. Активное стремление к общению, но с безуспешной коммуникацией из-за некоторых психических особенностей.
Читайте также:  Амнестический синдром при алкоголизме – симптомы, лечение

Атипичное психическое расстройство в первую очередь сказывается на речевом развитии, поэтому очень часто окружающим трудно понять речь больного, атипичной формой аутизма.

Особенности и симптоматика заболевания

О том, что такое аутизм, родители могут узнать из комментария опытного специалиста.

Видео — Что такое аутизм?

Особенности и симптоматика заболевания

Эмоциональное развитие также страдает. Такая форма патологии характеризуется полным отсутствием невербальной коммуникации. То есть, больной со стороны кажется равнодушной и безразличной ко всему окружающему личностью.

Особенности и симптоматика заболевания

Следуют отметить, что дети, страдающие атипичным аутизмом, отличаются высоким уровнем раздражительности, они со сложностью воспринимают окружающую действительность и не могут гибко мыслить.

Несмотря на различные формы проявления атипичного аутизма, выделяют общую симптоматику:

Особенности и симптоматика заболевания
  • нарушение коммуникабельности (во время коммуникации зрительный контакт отсутствует);
  • нежелание иметь социальные контакты, заводить дружеские отношения со сверстниками;
  • с сильным затруднением усваиваются новые словесные конструкции, а прежние заученные словесные элементы быстро забываются;
  • наблюдаются ярко выраженные проблемы во взаимодействии с окружающими людьми;
  • вся информация, что поступает к больному, воспринимается буквально, без разграничений на смысловую и переносную;
  • невербальное общение (проявление эмоций) также воспринимается очень буквально, а порой и вовсе без понимания;
  • отсутствие умения выражать эмоциональные состояния;
  • полное безразличие к внешнему миру;
  • привычный монотонный образ жизни;
  • погружение в себя;
  • длительное время провождения над непонятным делом (раскладывание и перекладывание каких-либо предметов) без реакции на внешнее окружение;
  • атипичная реакция на что-то новое, особенно, если это звук, запах.

Особенности и симптоматика заболевания

Первые признаки аутизма

Медпаркер - медицинский портал