Диагностика психических расстройств: симптомы у детей

Влияние возрастного фактора на психические заболевания в детском возрасте. Возраст как фактор, отражающий в значительной степени развитие личности, оказывает существенное влияние на психические заболевания детей. Это влияние выражается, главным образом, в трех направлениях:

Причины заболевания

Только врач после всестороннего медицинского обследования может наиболее точно сказать, что именно спровоцировало синдром мышечной гипотонии у ребёнка, почему у него развилась дистрофия мышечной ткани. Наиболее вероятными причинами могут быть:

  • Синдром Дауна;
  • миастения;
  • синдром Прадера-Вилли;
  • реактивная желтуха из-за конфликта резус факторов матери и ребенка;
  • мозжечковая атаксия как осложнение после инфекционного вирусного заболевания;
  • ботулизм: в детском организме производится токсин, парализующий мышечные волокна;
  • синдром Марфана, тяжёлое наследственное заболевание, при котором разрушаются коллагеновые волокна, необходимы для нормального развития мышц;
  • мышечная дистрофия;
  • ахондроплазия как нарушение роста костей ребёнка;
  • сепсис;
  • врождённый гипотиреоз;
  • гипервитаминоз при чрезмерном потреблении витамина D;
  • рахит, провоцирующий у детей разрушение костной ткани;
  • спинальная мышечная атрофия;
  • побочные эффекты от вакцинации.

Возникшая по любой из вышеперечисленных причин гипотония мышц у детей накладывает отпечаток на их внешность. Поэтому симптомы данной патологии можно заметить невооружённым взглядом уже во младенческом возрасте.

Что такое атонический запор у детей?

Перед началом лечения необходимо понять, что представляет собой атония кишечника у грудничка. Кишечник состоит из попеременно сокращающихся и расслабляющихся гладких мышечных тканей. У нормально работающего кишечника получается таким образом продвигать пищу. Этот процесс получил название – перистальтика. У страдающего от атонии ребенка или взрослого этот процесс начинает ухудшаться, что приводит к длительному застаиванию каловых масс внутри организма. Результатом нарушения работы кишечника становится затруднение дефекации и вздутие живота.

Симптомы заболевания

Дети не могут чувствовать себя хорошо испытывая проблемы с дефикацией

Что такое атонический запор у детей?

Родители должны вовремя распознать атонию кишечника, обратиться к врачу и немедленно начать лечение. Определить наличие атонии можно по нескольким симптомам, основным из которых является задержка дефекации. Сначала родители устанавливают количество дефекаций в сутки. При этом следует обратить внимание на цвет и консистенцию. Еще одним важным фактором становится отношение малыша к процессу. Он не должен доставлять дискомфорт. Нормальное количество дефекаций в день может составлять от 4 до 10, но к году сокращается до одного.

  • Цвет кала у совсем маленьких детей имеет светлый оттенок, а при введении прикорма он заметно темнеет.
  • Кал имеет мягкую кашеобразную стриктуру, а при употреблении более грубой, нежели материнское молоко, пищи результаты жизнедеятельности детей приобретают оформленную в «колбаски» форму.
  • Особенно важно следить за процессом дефекации. Если он будет доставлять дискомфорт, то следует заподозрить атонию кишечника.
Читайте также:  Должен ли зарабатывающий ребенок отдавать часть денег в семью

Характеристики атонии кишечника у грудничка:

  • Редкий стул, менее одного раза в день;
  • Беспокойство малыша и некомфортная дефекация;
  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Вздутие;
  • Возможна рвота.

Многие родители уверены, что во время грудного вскармливания малыш не подвержен запорам, но это не так, даже у грудничка может случиться задержка стула.

Причины возникновения

Что такое атонический запор у детей?

Кормящая мать должна следить за своим питанием, только употребляя здоровую пищу можно уберечь малыша от атонии кишечника

Есть несколько причин появления такого недуга у малыша при грудном кормлении:

  • Нарушение режима питания матери. Для излишнего закрепления стула грудничка мама должна употреблять в пищу орехи, молоко, мясо, кофе, чай, бананы, рис, белый хлеб. При частом злоупотреблении перечисленной едой грудничка почти точно ждет атония кишечника.
  • Низкое содержание жидкости в рационе малыша. Этот фактор особенно важен при искусственном вскармливании.
  • Слишком резкая смена грудного вскармливания на искусственное питание.
  • Неожиданная смена вида смеси. Чем младше грудничек, тем больше вероятность атонии кишечника в этом случае.
  • Раннее начало прикорма. В начале жизни желудок ребенка приспособлен лишь к грудному молоку, а любая другая пища может вызвать затруднение пищеварения. Вводить прикорм не рекомендуется до достижения малышом 6 месяцев.
  • Малое содержание пищевых волокон в пище малыша. Редкий грудничек сразу начинает есть пюре из фруктов и овощей.
  • Антибиотики. Эти препараты начинают употреблять только в самых крайних случаях. Вследствие лечения этими веществами страдает микрофлора, начинается дисбактериоз.
  • Психологический комфорт грудничка тоже очень сильно влияет на правильность работы кишечника. При разлуке с мамой нередки случаи атонии.

Анекдот: Жена говорит мужу: «дашь ребёнку варёное яйцо, но только белок. Желток он не ест.» Муж недоумевает, ведь его дезодорант малыш съел, мыло откусил и жевал, а вот желток он не ест!

Диагностика

Окончательный диагноз может поставить только врач после проведения обследования

Что такое атонический запор у детей?

Для нахождения причин болезни врач должен выяснить особенности образа жизни матери и ребенка, наследственность, особенности питания, привычки и другое. Необходимо провести обследования в лаборатории:

  • Сначала назначают анализ кала нужен для выявления не переваренных кусочков пищи, крови и слизи;
  • Совместно с простым анализом кал исследуют на бактериологический посев, и устанавливает наличие вредных для ребенка микроорганизмов;
  • При необходимости, если другие методы не помогли устранить атонию кишечника у грудничка, назначается колоноскопия, процедура способна определить другие возможные патологии в кишечнике;
  • Ирригоскопия выявляет полипы и опухоли в кишечнике. Применяется в случае хронических, не поддающихся лечению запоров.
Читайте также: 

Диагностика острого психотического расстройства

Диагностика ОПР в первую очередь проводится путём наблюдения за поведением пациента и беседы с ним. В процессе такого обследования можно выявить объективные признаки наличия психотических переживаний:

  • дезорганизованное поведение и речь — порой речь больного настолько нарушена, что невозможно понять, о чём он хочет сказать (это называют “словесной окрошкой”);
  • признаки галлюцинаций — больной может постоянно закрывать уши, разговаривать, когда рядом нет никого, смотреть мимо собеседника и т.д.;
  • косвенные показатели наличия бредовых переживаний — например, больной может обматывать голову металлическими предметами, так как думает, что ему на мозг воздействуют лучами.

Кроме того, проводится перечень дополнительных параклинических обследований, чтобы исключить внешнюю, отличную от психических расстройств причину:

  • томография головного мозга — для исключения опухолей и сосудистых нарушений;
  • обследования на психоактивные вещества и другие.
Диагностика острого психотического расстройства

Когда все внешние причины исключены, переходят к дифференциальной диагностике среди психиатрических причин острого психоза. Самым частым фактором возникновения ОПР является шизофрения. Долгое время диагностика шизофрении строилась на симптомах Курта Шнайдера, который выявил их путём статистического анализа историй болезней:

  • звучание мыслей;
  • галлюцинации от третьего лица;
  • галлюцинации в форме комментариев;
  • соматические галлюцинации;
  • отнятие или вкладывание мыслей;
  • трансляция (открытость) мыслей;
  • бредовое восприятие;
  • восприятие ощущений или действий, будто они вызваны чьим-то воздействием.

В современных классификациях отмечается отхождение от этих критериев, так как они показали свою малую специфичность именно для шизофрении.

Другими психиатрическими причинами ОПР могут быть:

  • биполярное аффективное расстройство — тогда в клинике психоза будут преобладать аффективные (эмоциональные) нарушения;
  • деменция — в этом случае в клинике психоза будет много психоорганических знаков;
  • абстинентный синдром после злоупотребления психоактивными веществами.

Что делать родителям

Психологи и педагоги, работающие непосредственно с детьми, у которых наблюдается ЗПР, дают полезные рекомендации родителям, позволяющие ускорить развитие.

Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.

Усилиями одних только домашних занятий проблему ЗПР не решить. Поэтому второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.

Общие советы:

  1. Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
  2. Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников.
  3. Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
  4. Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
  5. Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях).
  6. Организовывать общение с ровесниками.
  7. Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
  8. Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию.
  9. Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло.
  10. Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.
Читайте также:  Слепота — полное отсутствие зрения

Домашние занятия для ребёнка с ЗПР

В первую очередь родителям нужно направить усилия на развитие мелкой моторики, которая самым непосредственным образом связана с когнитивными способностями. Для этого рекомендуется использовать:

  • конструкторы;
  • пластилин;
  • пазлы;
  • мозаики;
  • пальчиковые краски;
  • кубики;
  • пирамидки;
  • бисер, бусинки (для создания аппликаций);
  • кольцеброс;
  • тренажёры для завязывания шнурков и застёгивания пуговиц;
  • наборы для вышивания.

Родители также могут выполнять с ребёнком несложные упражнения, способствующие развитию различных психических функций.

«Назови похожее»

Родитель называет эмоцию, настроение или чувство — к ним нужно подобрать синоним.

«Загадки-описания»

Нужно отгадать загадки, в которых описываются предметы из окружающего мира для создания базовых представлений.

  • Под листочками да под ёлками прячется мешок с иголками. (ёжик)
  • Или рыжая, или серая, хотя по названию белая. (белочка)
  • Был шарик бел. Ветер подул — он улетел. (одуванчик)
  • Серый, но не волк; длинноухий, но не зайчик; с копытами, но не лошадка. (ослик)

«Найди отличия»

Родитель называет слово и просит подобрать к нему такое, которое отличается от этого одним звуком. Например, удочка — уточка, точка — дочка и т. д.

«Закончи предложение»

Родитель начинает предложение, в котором по описанию явно угадывается какой-то предмет (животное). Нужно закончить. Например:

  • Домашнее животное, которое пьёт молоко и мяукает, — это…
  • Дерево в саду, на котором растут яблоки, — это…
  • Птица, которая кукарекает, — это…
  • Колючее дерево с иголками, которое украшают на Новый год, — это…

«Внимание!»

Родитель бросает мяч и произносит слово. Нужно поймать мяч и назвать количество звуков (букв) в слове. Начинать нужно с минимального количества, постепенно увеличивая его.

Взрослые должны понимать, что дети с ЗПР требуют повышенного внимания. Им необходимо уделять гораздо больше времени и набраться терпения при общении с ними. Не всё получится с первого раза. Придётся много работать, но в результате потери для психического развития будут минимальны, он социально адаптируется и может быть даже успешен в каких-то сферах жизни.

Вам также может быть интересно:

Медпаркер - медицинский портал