Дислексия — что это такое, известные люди с дислексией

Время первых слов ребенка — это радость в семье: приятно видеть, как малыш начинает общаться. Обычно малыш произносит свои первые слова за год, а первые предложения — от полутора до двух лет. Задержка в речи должна насторожить родителей — это может быть первым признаком дислексии.

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия – путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ). Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Механизм дислексии

Если рассматривать чтение с точки зрения психофизиологического процесса, то в его реализации участвуют такие анализаторы: зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Сам процесс чтения подразделяется на такие этапы, как:

  • Зрительное восприятие, узнавание и различение букв;
  • Соотнесение этих букв с соответствующими звуками;
  • Слияние звуков в слоги;
  • Объединение слогов в слово, отдельных слов – в предложение;
  • Осознание прочитанного.

С точки зрения психолингвистики дислексия представляет собой нарушение единства и последовательности описанных процессов.

В психологическом же аспекте суть дислексии рассматривается как парциальная задержка развития тех психических функций, которые в норме обеспечивают процесс чтения. У детей с этим нарушением отмечается несформированность мнестических процессов, зрительного гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям), пространственных ориентировок, фонематического восприятия, слухо-моторной или зрительно-моторной координации, лексико-грамматического строя речи, а также эмоционально-волевой сферы и внимания.

Существуют ли меры профилактики?

Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.

  • Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
  • Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
  • Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
  • Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
  • Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
  • Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

Читайте также:  Особенности психического развития детей с аутизмом

В домашних условиях можно только организовать профилактику.

Какие известные личности страдали дислексией?

Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,

Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.

Причины дислексии

Расстройство чтения проявляется в одних и тех же постоянно повторяющихся ошибках. Главным нарушением при дислексии является неспособность к слиянию слогов при чтении, беглому чтению целыми словами и пониманию прочитанного. Связано это с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Эти функции оказываются несформированными по разным причинам: или из-за повреждения определенных мозговых структур, или под влиянием неблагоприятных социальных условий для их формирования. Правомерно включить дислексию в категорию клинических случаев задержки психического развития на фоне церебростенических нарушений. Выделяют несколько причин дислексии:

  1. Наследственная предрасположенность. Возможна генетическая особенность строения головного мозга. Ученые выявили особый ген 15 хромосомы, при повреждении которого возникает дислексия.

  2. Органическое поражение зон головного мозга, отсутствие асимметрии полушарий в зонах, обеспечивающих овладение речью.

  3. Функциональные причины. Внешнее воздействие патологических факторов: гипоксия плода во время беременности, токсическое воздействие на плод медикаментами, наркотиками, алкоголем, несовместимость крови матери и ребенка, инфекции во время беременности (краснуха, герпес, хламидиоз), механическое повреждение головного мозга при родах. Причиной возникновения дислексии может быть неправильная речь в окружении ребенка, недостаток внимания к развитию речи, двуязычие, дефицит или отсутствие речевых контактов.

Проявления у детей

Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.

Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.

Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.

Читайте также:  Как опознать шизофрению – признаки расстройства и возможное лечение

Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика

Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей — им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.

Известные люди с дислексией

Дислексия — болезнь гениев, существует мнение у некоторых специалистов — в этом можно убедиться, изучая биографии известных людей, страдающих расстройством, что не помешало им добиться успеха, стать востребованными в профессии и любимцами публики. Дислексия у знаменитостей, которые преодолели свои комплексы, и служат отличным примером, что не надо отчаиваться для других:

Известные люди с дислексией
Известные люди с дислексией
Известные люди с дислексией
  1. Владимир Маяковский — известный советский поэт с трудом читал, был в «неладах» с пунктуацией.
  2. Киану Ривз — в детстве сильно замыкался из-за неспособности к внятному чтению, одноклассники называли его тупицей.
  3. Квентин Тарантино – эпатажный и эксцентричный режиссер и актер, подвергался насмешкам сверстников, обучение ему давалось с трудом.
  4. Шер – в школе испытывала проблемы в чтении, письме и трудности в различении цифр 6-9.
  5. Кира Найтли – недуг научил актрису самодисциплине и упорству в преодолении трудностей.
Известные люди с дислексией
Известные люди с дислексией

План коррекции

Дислексия относится к заболеваниям, сопровождающимся нарушениями по нескольким направлениям. Коррекцию стоит проводить по каждому из них:

План коррекции
  • увеличение зрительной памяти;
  • улучшение восприятия картинки глазами, разобщения цветов, размеров и геометрических форм;
  • формирование способности к синтезу и анализу при помощи зрения;
  • улучшение ориентации в пространстве.

Кроме совершенствования работы зрительного анализатора, упор на занятиях делается на когнитивные функции. Для расширения лексического запаса и лучшего понимания слов существует упражнение со словарём:

План коррекции
  1. Человек выбирает слово и ищет его значение.
  2. Внимательно изучается транскрипция.
  3. Первый смысл слова читается вслух, включая транскрипцию и приводимый пример.
  4. Самостоятельно составляется несколько фраз или цельных предложений, подходящих под прочитанное определение слова.
  5. Из пластилина или глины изображается суть прочитанного (если это предлог, то нужно слепить функцию, которую он обозначает).
  6. Используя тот же материал, сделать все буквы, из которых состоит слово, и свериться со словарём на предмет возможных ошибок.
  7. Мысленно представить смысл пройденного слова.
  8. Вслух повторить определение изученного.
Читайте также:  Боюсь преподавателя! Как побороть страх?

План коррекции

Если выполнение упражнения вызывает сложности на одном из этапов, его нужно продолжить выполнять до развития автоматизма. Затем можно переходить к изучению следующего слова. В результате не только расширится лексический запас, но и тренируется память и правописание.

Улучшить запоминание при помощи зрения можно и другими упражнениями. К наиболее эффективным относятся:

План коррекции
  • «Что пропало?» − на ровную поверхность кладут несколько предметов или изображений (обычно не более 6), которые предлагается запомнить. Затем человек отворачивается, а второй убирает часть вещей. Пациент должен назвать спрятанные предметы.
  • «Найди знакомых» − больному показывают несколько изображений или символов (до 6), а затем перемешивают с другими. Пациент должен выбрать те, которые он видел в начале.
  • «Какие изменения?» − в ряд устанавливаются фигурки, буквы или картинки (не более 6) и пациент запоминает последовательность. Потом положение вещей меняется, а задачей больного становится вернуть их в изначальный порядок.

Эти упражнения помогут развить память, грамотность и увеличить словарный запас. Пациенты, регулярно выполняющие такие задания, начинают лучше писать и допускают меньше ошибок. Их мозг начинает работать так же, как у обычных людей.

План коррекции

Общее описание

Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

Медпаркер - медицинский портал