Как научить ребенка складывать и вычитать

У детей преобладает наглядно-образное мышление. Проблема в том, что большинство математических понятий абстрактны и плохо воспринимаются или запоминаются младшими школьниками. Поэтому любые математические операции необходимо основывать на практических действиях с предметами.

Почему ребенок лет не хочет считать и читать?

Если ребенку не нравится заниматься, учиться, повторять буквы, пробовать читать или считать — это может быть по разным причинам. Возможно, ребенок нездоров или имеет отклонения от нормального развития. Возможно, старшие дома слишком стесняют его всяческими запретами и он стремится отделаться от их опеки и поучений, ему всегда приятней убежать играть с одногодками, чем превращаться в объект педагогических усилий папы или мамы. Возможно, он не привык к труду, он любит заниматься только тем, что интересно, увлекательно, а папа и мама учат его алфавиту и чтению отнюдь не интересными способами. Наконец, возможно, что ребенок вполне здоров и нормален и вначале хотел бы даже поучиться, но старшие допускали грубые методические ошибки в обучении, и у ребенка весь интерес выветрился.

Иначе говоря, «воля» ребенка в таких случаях полностью зависит от знаний и умения взрослых. Если они начнут ежедневно приставать к шестилетнему мальчишке с нотациями о вреде неграмотности, тогда вполне возможно возникновение упорного отвращения к учебе, к занятиям с родителями.

Но разве не говорил Ушинский: «Заставьте мальчика выучить полдесятка букв, требуйте этого, — и он одолеет эти буквы со слезами и трудом. Заставьте его сделать то же самое в игре, — и он играючи все одолеет»?

Иначе говоря, надо уметь заинтересовать ребенка, уметь повести обучение так, чтобы он и не замечал, что учится. Взрослым рекомендуется подумать и найти интересные приемы работы и с алфавитом, и с цифрами, и с заучиванием стихов, и с пением — с чем угодно. Превратите обучение в игру, играйте «честно» и с азартом (честно — значит, соблюдайте все условия игры, никогда не прячьтесь за свои права взрослых), умейте и посмеяться и посокрушиться о своем действительном или мнимом проигрыше, умейте разнообразить игру вариациями.

Самые распространенные методики обучения детей счету

Для начала заметим, что одной из самых распространенных методик во все времена считался и продолжает считаться счет на пальцах. Он считается классическим, но, конечно же, уже устаревает.

К этому же разряду относятся и счетные палочки. Используя специальные наборы с такими палочками, мамы и папы начинают давать своим детям простейшие задания, такие как, например, положить перед собой одну, две или три палочки, убрать четыре палочки и т.п.

Однако такие методы, по мнению авторов более современных разработок, может, и способны в доступной форме объяснить, что такое один, два и три, но совершенно не годятся для запоминания чисел и решений. К тому же считать впоследствии ребенок будет очень медленно. Заменить эти неэффективные способы помогают альтернативные и более современные варианты.

Особого внимания (по причине своего широкого распространения и популярности) достойны следующие:

  • Метод Николая Зайцева, где используются кубики всевозможных цветов, весов и размеров, а также таблицы и клетки, соответствующие этим кубикам
  • Метод Глена Домана с применением карточек с точками
  • Метод Сергея Полякова, в котором используют разноцветные кубики (интересно, что эти кубики можно самостоятельно склеить из цветной бумаги, а затем наполнить крупой)

О методах Зайцева и Домана (а также о некоторых других) и их преимуществах и недостатках мы подробно поговорим в третьем уроке, а сейчас, беря во внимание простоту и возможность самостоятельной подготовки дидактического материала, детальнее разберем метод Полякова.

Читайте также:  Главные качества настоящего мужчины: что ценят женщины

Как организовать занятия математикой?

Обучая ребенка новым умениям, нам необходимо так строить занятия, чтобы интерес ребенка к ним сохранялся на протяжении длительного времени. Каким образом этого добиться? Главное – не переусердствовать с формой подачи информации и длительностью заданий.

  1. Игровая форма обучения повышает качество усвоения любых навыков и умений, и обучение счету – не исключение.
  2. Дозированный объем информации: занятия, продолжительность которых 5 минут для младших дошкольников и 10 минут – для старших, не должны быть переполнены большим количеством новых сведений, иначе ребенок их просто не усвоит. Лучше заниматься по 5 минут, но несколько раз в день.
  3. Не забывайте периодически возвращаться к пройденным темам для закрепления ранее полученных знаний.

Начинайте с самого простого: счет до 5, 10 и что такое «ноль»

Обучение малыша порядковому счету можно начинать после достижения им 2-2,5 лет. К этому возрасту дети способны научиться считать, по порядку указывая пальчиком на предметы, поэтому начните ваши занятия с простого пересчета любых вещей: машин, кубиков, деревьев, обуви, ступенек и т. п. Одеваясь на прогулку, обращайте внимание ребенка, что курточка одна, а ботинок – двое.

Чаще обращайтесь к ребенку с просьбой принести определенное количество каких-то предметов: карандашей, кубиков и пр. (на начальных этапах обучения стоит ограничиться 2-3 предметами).

Хороший результат в обучении счету даст игра «в магазин», ведь в таком случае вы с ребенком можете пересчитывать не только «деньги», но и количество покупок, например, три конфетки, пять яичек, одна булочка.

Читая крохе сказки, подробно изучайте иллюстрации к ним. Посчитайте вместе с ребенком, сколько тех или иных предметов изображено на картинке, указывая на каждый из них пальцем. Прекрасно подойдут такие сказки, как «Три медведя», «Три поросенка» и пр.

После того как малыш уверенно научился считать до 5, можно продолжить освоение счета до 10, руководствуясь рекомендациями выше. Ребенок наверняка быстро справится с этой задачей.

После освоения счета до десяти малышу можно рассказать о таком понятии, как «ноль» – ничего. Сделать это проще всего с помощью обычных предметов: игрушек, конфет и т. п. Продемонстрируйте ребенку несколько кубиков, пусть он пересчитает их, а затем спрячьте и объясните, что раз ничего не осталось, то кубиков у нас – ноль.

Как научить ребенка считать: дидактические материалы

Все материалы у вас под рукой, только оглядитесь! Вот вам лестничные ступеньки, вот кубики и пуговицы, а вот апельсины. Все это можно и нужно считать, сортировать по цвету, форме и количеству.

Обязательно поиграйте с разным количеством предметов. Малыш должен научиться сравнивать и понимать, где вещей больше, а где – меньше. Для этого есть специальные пирамидки, на которые нужно нанизывать бусинки, диски или кубики разных цветов. Скажем, на один стержень – три красных, на другой – десять синих. Ребенок сразу увидит, что десять – больше трех, и пирамидка получилась выше.

В качестве подспорья приобретите счетные палочки из дерева или пластика. Они почти не занимают места, но предлагают сразу множество игровых вариаций. Полезными окажутся и кубики с нарисованными цифрами и предметами с соответствующим количеством.

К трем годам можно купить магнитную доску с набором ярких цифр-магнитов.

И, конечно, самый понятный «материал» – собственное тело, а именно ладошки. Считайте и загибайте пальчики. Все это можно сопровождать стихами и пальчиковыми играми. Хотя многие педагоги полагают, что счет по пальцам (как и по линеечке) расслабляет память крохи, учит его задействовать иные механизмы, и не так полезен.

Некоторые развивающие занятия можно объединять. Например, упражнения с пластилином, картоном, красками, мелками, наклейками. Попросите скатать пять желтых шариков и три красных, нарисовать два яблока, наклеить на полянку три клубнички.

Выбираем пособия для занятий правильно

Прилавки современных магазинов пестрят множеством пособий для обучения малышей. Среди учебников вы обязательно найдете и книги для обучения правильному и быстрому счету. Как же выбрать подходящий учебник?

Читайте также:  6 советов, как не испортить отношения с любимым человеком

Не смотрите на красочность картинок, просмотрите внимательно предложенные задания для дошкольника. Ни в коем случае не выбирайте литературу, в которой предлагается наугад или визуально определить количество предметов.

Задачи в пособии должны быть поставлены четко и внятно, ведь математика не терпит догадок и предположений, иначе ученик может подумать, что считать необязательно, а можно просто угадать количество.

Выбираем пособия для занятий правильно

Иногда папы, мамы и бабушки сетуют на то, что их отпрыски имеют не математический ум и они не имеют склонностей к счету. Но на самом деле для элементарного счета не нужно обладать особым талантом. Наоборот — математика поможет реализовать умственные способности в полной мере и развить те навыки, которые необходимы каждому человеку, независимо от того «гуманитарий» он или «технарь».

Начинайте считать как можно раньше, вы очень скоро увидите явные результаты. Я буду очень рада, если вышеизложенная информация поможет вам в нелегком деле обучения дошкольника, если вы считаете ее полезной, то делитесь информацией в социальных сетях с помощью кнопок, расположенных ниже. А также регулярно получайте свежую полезную информацию на почту, для этого нужно лишь подписаться на обновления блога.

3-года

Самое время обучить ребенка счету при помощи дидактических карточек. Вы можете приобрести специально разработанный материал или сделать самостоятельно.

Общие принципы для этого вида обучающего материала следующие:

  • Для одной цифры одна карточка;
  • Количество предметов на каждой должно соответствовать тому числу, которое она отображает. Недопустимо изображение на картинке посторонних изображений, которые могут отвлечь ребенка или привести к путанице при счете;
  • Необязательно наличие цифры, хороший вариант, когда она находится с обратной стороны. В таком случае вы сможете посчитать предметы, а после показать, как она выглядит. Наличие цифры на обратной стороне позволит, не смотря на основную картинку, понять, сколько объектов видит малыш;
  • В поле зрения ребенка должна находиться только та карточка, которую он изучает. Все остальные будут отвлекать, поэтому лучше их спрятать. При озвучивании определенной цифры, если ребенок будет видеть другое число, может произойти непроизвольное неправильное запоминание. Всегда держите перед ним только одну карточку, а остальные уберите за спину.

Вначале показывайте карточки по порядку возрастания. После того, как ребенок усвоит прямой порядок чисел, начинайте показывать их в обратном порядке и в разнобой. Если вы видите затруднение с определением числа, то вместе с ним посчитайте предметы. В течение дня хорошо несколько раз повторить последовательность чисел.

После освоения навыка работы с карточками можно обучать цифрам. Соотносите карточки с предметами, показывайте, как считать на пальчиках, чаще повторяйте последовательность цифр до десяти и обратно.

Если у ребенка возникают сложности со счетом, то предложите ему считать игрушки дома или все увиденное на прогулке. Пусть делает это как можно чаще. Важно при обучении счету соблюдать ряд правил:

  • Если малыш замешкался, то помогите ему, назвав следующую цифру. В случае, если он будет долго думать над тем, что он забыл, то может сложиться впечатление, что это очень сложный процесс. Оперативная помощь родителя позволит сохранить легкость в счете и простимулирует желание учиться дальше;
  • Обучите ребенка счету до 5-ти и только после полного усвоения приступайте к другим числам;
  • Обращайте внимание на то, насколько он соотносит цифру и количество предметов. Сформировав базу для счета, вы сможете переходить к более сложным арифметическим операциям.

Как научить ребенка решать примеры

Малыши хорошо усваивают все, что вызывает у них положительные эмоции. Родители должны постараться сделать занятия максимально увлекательными. Придумывайте задачи с цифрами, рисунками в игровой форме. Сначала освойте примеры до десяти, потом – двадцати и т.д. Детально разберите термин «состав числа».

В пределах 10

Как научить ребенка решать примеры

Легкие задания малышу можно предлагать уже в 2-3 года. Сначала можно научить ребенка считать в уме до 5, затем до 10. К 4-м годам задания можно усложнить. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок понимал значение понятий «больше», «меньше», «поровну». Примеры заданий:

  1. «У Алисы 2 яблока, а у Кристины – 3. У кого из девочек больше фруктов? У кого меньше?».
  2. «У тебя два печенья. Одно ты отдал папе. Сколько печенек у тебя осталось?».
  3. Разложите перед ребенком 5 карандашей. Попросите малыша убрать два, посчитать, сколько осталось.
Читайте также:  Буллинг. Как понять, что вашего ребенка травят в школе и что делать

В пределах 20

Переходить к примерам следует, когда ребенок уверенно считает до 10. Для наглядности используйте предметы. Примеры заданий:

Как научить ребенка решать примеры
  1. «Девять карандашей решили подружиться с 5 фломастерами. Сначала они познакомились с одним. Сколько получилось (9+1=10)? Затем они подружились с оставшимися фломастерами (4). Сколько всего предметов получилось (10+4=15)?».
  2. «У Тани было 12 конфет. Сначала она отдала подруге Кате 2 штуки, а потом еще столько же. Сколько конфет осталось у Тани (12-2=10, 10-2=8)?».

Как понять, что ребенок готов

Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать.

Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов.

Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи. Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.

Стихотворения-запоминалки для изучения счета

Ягодный счет

По опушке шла лисичка: — Раз, в корзинке земляничка, Два — как небо голубика, Три — румяная брусника, А четыре — вот морошка, Пять — смородины немножко, Шесть — как бусинка калина, Семь — как солнышко рябина, Восемь — в лапке ежевика, Девять — синяя черника, Десять — сочная малина. Вот и полная корзина!

* * *

Раз — рука, два — рука — Лепим мы снеговика! Три — четыре, три — четыре, Нарисуем рот пошире! Пять — найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз. Шесть — наденем шляпу косо. Пусть смеется он у нас. Семь и восемь, семь и восемь, Мы сплясать его попросим. Девять — десять — снеговик Через голову — кувырк! Ну и цирк!

* * *

Пошли пальчики гулять, А вторые догонять, Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал, И в конце пути упал.

  • Игра «Назови соседей числа». Например, нужно назвать соседей числа 4.
  • Упражнение «Цифры заблудились». Нужно разложить по порядку беспорядочно разложенные картинки с цифрами. Есть другая интерпретация этого упражнения: Баба-Яга перепутала все цифры. Помоги расставить их правильно.

Чтобы научиться считать до десяти, полезно считать числа не только единицами, но и двойками, тройками и пятерками. Для этого предлагаются такие задачки:

  • Под забором было видно 10 лапок цыплят. Вопрос: сколько всего цыплят? — Счет двойками: 2, 4, 6, 8, 10 — пять цыплят.
  • Сколько сапог надо подарить троим гусятам? Аналогично предыдущей задачке.
  • Считать пятерками удобнее всего, наблюдая за часами.

Учимся считать до 10

Начинать малыша учить счету до 10 можно уже в два-три года. Сначала он должен обучиться считать до 5, а потом до 10. В таком возрасте малыши уже знают, что у них есть две ножки и значит надо надеть два носка. В 3-4 года можно ребенку давать более сложные задания. Самое главное, чтобы ребенок стал понимать значение слов «поровну», «больше», «меньше». Можете приводить ему простые примеры: «У Маши было три мандарина, а Кати – два. У какой девочки больше фруктов, а у какой меньше?»

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к чтению и привить любовь к книгам?

Чтобы малышу было легче освоить счет до 10, предложите ему посчитать свои пальчики. Дайте крохе задание сложить 2+1, пусть он поднимет один пальчик на левой руке и два на правой, а затем посчитает общее количество поднятых пальчиков.

Такие же манипуляции можно проводить, чтобы малыш научился вычитать: ребенок загибает несколько пальчиков, а потом считает количество оставшихся в поднятом положении. То же самое можно проделывать с различными предметами: карандашами, ручками и т. д.

Медпаркер - медицинский портал