Особенности психического развития детей с аутизмом

Память — способность головного мозга усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую для текущей деятельности информацию; функция памяти связана с деятельностью всего головного мозга в целом, но особенное значение для процесса запоминания текущих событий имеют структуры гиппокампового круга.

Нарушения развития когнитивной сферы

Особенности развития когнитивной сферы детей с аутизмом достаточно долго были скрыты за более бросающимися в глаза аффективными проблемами. В настоящее время общепризнано, что эти дети имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира ребенка. Выявленный особый «когнитивный стиль» является устойчивой специфической характеристикой, сохраняющейся и во взрослой жизни ребенка с аутизмом.

В поисках первопричины проблем в когнитивной сфере, а, возможно, и причины всего первазивного нарушения психического развития при аутизме рассматриваются особенности организации познавательных процессов, проблемы гибкости и произвольности поведения, дисфункция процессов сенсорного восприятия. Как возможные причины нарушения коммуникации и социального развития выделяются особенности речевого развития. Выдвигаются и обсуждаются гипотезы, впрямую связывающие детский аутизм с трудностями символизации и выстраивания целостной картины окружающего (фрагментарная картина мира). Предполагается, что даже у самого умного аутичного ребенка может быть нарушена врожденная способность воспринимать другого человека как партнера, имеющего свои намерения, желания, со своей логикой поведения (понимание и учет другого внутреннего мира).

Лечение

Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга. Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: “Семакс”, “Глицин”, “Цераксон”, “Кавинтон”, “Ноотропил” и другие.

Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса. Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства “Ницерголин”, “Галантамин”, “Мемантин”, “Донепезил”. Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается болезнь Альцгеймера. Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

  • кортико-базальная дегенерация;
  • болезнь Паркинсона;
  • хорея Гентингтона и другие.

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при сосудистых заболеваниях головного мозга. К их числу относятся:

  • инфаркт;
  • церебральная ишемия хронического характера;
  • ишемический инсульт;
  • атеросклероз;
  • геморрагическое поражение мозга.
Комплекс провоцирующих факторов

В основном к деменции и другим формам психоневрологических расстройств приводит сочетание сосудистой патологии и недостаточности кровообращения в головном мозгу. В группу риска развития подобных осложнений входят люди, у которых диагностированы:

  • атеросклероз;
  • гипертония;
  • артериальная гипертензия.

Когнитивный дефицит может развиться и при следующих заболеваниях (хотя с гораздо меньшими рисками, чем в предыдущем случае):

  • печеночная и почечная недостаточность;
  • гипоксия;
  • гипогликемия;
  • гипотериоз;
  • тиреотоксикоз;
  • дефицит белков, витаминов группы В;
  • опухоль головного мозга.

Среди вероятных причин развития психоневрологических сбоев выделяют сильные отравления и длительный прием психотропных веществ. Также к деменции и умеренным нарушениям функций головного мозга могут привести травмы головы.

Клиническая картина

Характерны жалобы пациентов на повышенную утомляемость при занятиях умственной деятельностью. Отмечаются нарушение памяти (затруднение запоминания и воспроизведения нового материала), нарушение мышления (затруднение формулировки общих и абстрактных идей), общая растерянность, нарушение концентрации внимания. Возможны затруднение понимания речи, подбора слов.

Симптомы заболевания нарастают при интенсивных интеллектуальных нагрузках, их проявления проходят или уменьшаются после отдыха.

Профилактика

Одни раз проявившиеся нарушения, даже в случае эффективного лечения, склонны возникать вновь и вновь.

Профилактика

Поэтому, чтобы не допустить ухудшения собственного состояния, стоит прислушаться к этим несложным правилам:

  • регулярно принимать назначенные препараты;
  • заниматься упражнениями, тренирующими память, внимание (кроссворды, рисование, заучивание наизусть стихов);
  • избегать стрессов, стараться всегда сохранить стабильное настроение;
  • заниматься несложным видом спорта;
  • общаться с приятными людьми, не замыкаться в себе;
  • правильно составить рацион питания (этих случаях особо хорошо средиземноморская диета).
Профилактика

Когнитивные нарушения – очень серьезная проблема. Поэтому нужно сделать все, чтобы не допустить дальнейшего прогрессирования.

Принципы лечения

Главная роль в коррекции когнитивных расстройств при ЦВЗ отводится устранению сосудистых факторов риска. Всем пациентам рекомендуется соблюдать рациональную диету, отказаться от вредных привычек, быть физически активным. Немаловажное значение имеет контроль артериального давления, концентрации глюкозы и холестерина в крови.

Если нарушения познавательных функций возникли после острого мозгового инсульта, показано назначение:

  • антитромбоцитарных средств (Тромбо-Асс, Тиклопидин, Клопидогрель, Дипиридамол);
  • непрямых антикоагулянтов;
  • антигипертензивных средств.

Для улучшения познавательных функций важно регулярно тренировать память, заучивая стихи и решая кроссворды.

Дополнительно могут быть назначены лекарственные средства:

Принципы лечения
  • Пирацетам;
  • Галантамин;
  • Донепизил;
  • Винпоцетин;
  • Глиатилин и др.

Подбор конкретного препарата определяется выраженностью и характером когнитивных нарушений, наличием сопутствующих патологий, переносимостью больным тех или иных лекарственных средств.

За редким исключением когнитивные расстройства – проблема пожилого возраста. Чтобы избежать снижения памяти, внимания, способности к обучению и практически полной несамостоятельности в старости, важно вести здоровый образ жизни, правильно питаться, быть физически активными и регулярно проводить «тренировки» для мозга.

Хорошие результаты в профилактике снижения познавательных функций даёт и своевременное лечение нарушения кровообращения в церебральных сосудах

Читайте также:  Нарушение чувствительности: причины и типы

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших «серых клеток» и дополнят общую назначенную терапию.

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат «Глицин» согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство «Ноотропин», только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни.

Медпаркер - медицинский портал