Мышление – это познавательная деятельность, отображающая действительность. Результатом мыслительного процесса является мысль. Стоит отметить, что умение человека мыслить появляется с годами, полученными знаниями и опытом.
Какие существуют упражнения для развития интуитивного мышления?
Упражнение первое. Поставьте себя на место другого человека. Попробуйте ощутить его чувства, попробовать догадаться, о чем он думает. Например, ваш коллега споткнулся, и офисные бумаги разлетелись на весь кабинет. Как вы думаете, что он испытывает? Неловкость, досаду? Подобные упражнения помогут лучше понять чувства других. Но еще лучше разбираться в том, что чувствуют другие люди, поможет курс «Эмоциональный интеллект»: он научит выявлять даже скрытые эмоции окружающих и поможет взять под контроль свои собственные.
Упражнение второе. Распознавание эмоций собеседника. Попробуйте в разговоре представить, что испытывает человек, который ведет с вами диалог? Сконцентрируйтесь на его мимике, жестах, интонации. Что эти признаки говорят вам? Натренировать эту способность поможет курс «Профайлинг», который за несколько уроков научит читать людей, как открытую книгу.
- Основные виды мышления
- Формы и виды мышления, особенности их …
- Один из видов мышления. Виды мышления в …
- Мышление, виды мышления — Презентация …
- Общая психопатология | Обучение | РОП
Упражнение третье. Избавиться от негатива. Попробуйте отмечать собственные негативные установки и ликвидировать их. Например, если начиная новое дело, ваш внутренний голос говорит «У меня ничего не получится», попробуйте спросить у него, что нужно сделать для того, чтобы все получилось? Негатив мешает нашему мышлению, а избавление от него поможет нашей интуиции раскрыться. Избавиться от негатива и назойливых мыслей поможет курс «Детоксикация мозга». Специальные дыхательные упражнения и уникальные медитативные техники научат быстро приводить мысли в порядок. Бонусом вы получите хороший сон и улучшенную концентрацию.
3897
3897
Что это такое?
В психологии под ригидностью понимается неумение человека приспособиться к изменившимся условиям, к новым обстоятельствам. Психолог Елена Назаренко, сравнивает подобную особенность мышление, с ситуацией, когда человек поднявшись на чердак, затаскивает с собой и приставную лестницу.
Ригидность проявляется в замедленной перестройке мышления или вообще невозможности это сделать при появлении новых фактов. Люди с таким типом мышления с большим трудом отказываются от намеченного плана действий, им трудно корректировать свое поведение при изменении ситуации. Например, человек настроил себя на «жесткий» разговор, а его оппонент напротив спокоен и вежлив. Обладатель ригидного мышления будет груб и ему будет трудно перейти на мирный лад.

К чертам ригидной личности можно отнести консерватизм и невозможность отказаться от привычек особенно многолетних, упрямство и повышенную впечатлительность. Неожиданные изменения ситуации, новая противоречащая убеждениям информация вызывает страх, который может надолго лишить человека возможности действовать и принимать решения. Обычно склонные к ригидности люди большое внимание уделяют своим переживаниям, буквально зацикливаются на них, но самооценка при этом остается неизменной.
Насколько сильно выражена ригидность, зависит и от личностных качеств человека и от происходящих изменений, сложности вновь поставленной задачи.
МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ
Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека, цель которого – узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при помощи иных психологических процессов. Мышление открывает нам еще недоступное знание, которое иным путем, кроме мышления, получить невозможно. Мышление – это процесс решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов. Это также опосредованное познание человеком действительности, так как, имея дело с мышлением, человек для получения знаний использует и органы чувств, и какие-либо вспомогательные средства. Правила логики мышления, используемые человеком для получения истинных знаний, также являются средством мышления.
Также мышление – это и процесс всеобщего познания действительности человеком, т. е. получения на уровне понятий всеобщих представлений о ней. Те знания, которые в результате мышления приобретает человек, не представляют собой конкретных знаний. Выделяют следующие виды мышления.
Теоретическое – такое мышление, которое совершается в уме полностью, без практических реальных действий и без обращения к опыту. Цель его – выведение одних знаний из других, обоснование, формулирование теории, объясняющей явления действительности, определение понятий. Цель практического мышления – решение некоторой практической, жизненной задачи – это мышление содержит в себе и умственные, и практические действия человека. Продуктивное мышление порождает новый, ранее неизвестный материальный или идеальный продукт. Репродуктивное мышление имеет дело с такими заданами, решение которых когда-то уже было найдено. В результате такого мышления ничего нового не создается. Его иногда называют нетворческим.
Интуитивное мышление заключается в особой интеллектуальной способности человека и особом чувстве – интуиции. Это умение без долгих рассуждений находить решение задачи и чувствовать его правильность, не располагая доказательствами истинности. Логическое мышление хорошо осознается как процесс и доказывается и проверяется с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения с правилами логики включенных в него действий.
Аутестическое мышление не всегда открывает истину человеку или приводит к правильному решению. Это мышление слабо ориентируется на реальную действительность либо вообще не принимает ее в расчет, т. е. решает задачи без опоры на объективные жизненные обстоятельства. Реалистическое мышление всегда руководствуется реальной действительностью, реалиями, ищет решение задач, и найденное решение, как правило, соответствует реальной действительности.
Простейшее из видов мышления – нагляднодейственное, свойственное многим животным. Его процесс сводится к реальным действиям человека над предметами. Высший по уровню развития вид мышления – словесно-логический. Этот вид имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, он полностью протекает во внутреннем плане и для него обязательной является опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Такое мышление осуществляется по определенным законам, что приводит к истинным решениям обсуждаемых задач.
Упражнения на развитие абстрактного мышления:
«Кто лишний?»
Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:
- осторожный, быстрый, веселый, печальный;
- индюк, голубь, ворона, утка;
- Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
- квадрат, указка, окружность, диаметр.
- тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.
Нахождение отличий
Чем отличаются:
- поезд – самолет;
- лошадь-овца;
- дуб-сосна;
- сказка-стихотворение;
- натюрморт-портрет.
У каждой пары найдите минимум 3 отличия.
Главное и второстепенное
Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.
- Формы мышления
- Общая психопатология | Обучение | РОП
- Виды, операции и формы мышления
- Основные виды мышления курсовая 2010 по …
- НОУ ИНТУИТ | Лекция | Познавательные …
- Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
- Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
- Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
- Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
- Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
- Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.
Прочитайте словосочетания наоборот
- завтра премьера спектакля;
- приходи в гости;
- пойдем в парк;
- что на обед?
Слова
За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)
(жук, жаба, журнал, жестокость…).
Придумайте имена
Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.
Свойства чувств:
Эмоции
Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.
Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.
Стресс
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.
Аффекты
Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.
Результаты исследования и их анализ
Результаты выполнения детьми методики представлены в следующей таблице:
Таблица 2
Результаты исследования
№ п\п | Ф.И. учащегося | Задание |
10 |
Правильно решённых задач (баллы) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
1 | А.Г. С | + | + | — | — | + | + | — | + | + | — | 6 |
2 | Б.П. П. | + | — | — | — | + | + | + | + | — | — | 5 |
3 | К. Е.А. | — | + | + | + | — | — | + | + | + | — | 6 |
4 | Н.Р.С. | + | — | + | — | + | + | — | + | — | + | 6 |
5 | Ш.Т. И | — | — | + | + | — | + | + | + | — | — | 5 |
6 | З.Л. И | + | + | + | + | + | — | + | + | + | — | 8 |
7 | М. Т.Д. | + | + | + | — | + | + | + | — | — | + | 7 |
8 | А. А.Ф. | + | — | — | — | + | — | — | + | — | — | 3 |
9 | К.Н. К | + | + | + | — | + | + | + | — | + | + | 8 |
10 | К.В.П. | — | + | — | — | — | + | + | — | — | — | 3 |
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий;
8 — 9 баллов — высокий;
4 — 7 баллов — средний;
2 — 3 балла — низкий;
- 54. Мышление как предмет психологии …
- Мышление. Функции мышления …
- Виды креативного мышления
- Исследование образного мышления …
- Использование психологических …
0 — 1 балл — очень низкий.
Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления, 6 детей — средний уровень развития и 2 ребенка — низкий уровень развития. Ни один ребёнок не имеет ни очень высокого и ни очень низкого уровня развития.
Таким образом, при проведении исследования группа учащихся (10 человек) показала следующие результаты:
60% детей имеет средний уровень развития наглядно-образного мышления;
20% — высокий уровень развития и
20% — низкий уровень развития.
Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы: (Рис.3)
Рис. 2.4