Прочитайте онлайн Психология: Шпаргалка | 29. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ

Мышление – это познавательная деятельность, отображающая действительность. Результатом мыслительного процесса является мысль. Стоит отметить, что умение человека мыслить появляется с годами, полученными знаниями и опытом.

Какие существуют упражнения для развития интуитивного мышления?

Упражнение первое. Поставьте себя на место другого человека. Попробуйте ощутить его чувства, попробовать догадаться, о чем он думает. Например, ваш коллега споткнулся, и офисные бумаги разлетелись на весь кабинет. Как вы думаете, что он испытывает? Неловкость, досаду? Подобные упражнения помогут лучше понять чувства других. Но еще лучше разбираться в том, что чувствуют другие люди, поможет курс «Эмоциональный интеллект»: он научит выявлять даже скрытые эмоции окружающих и поможет взять под контроль свои собственные.

Упражнение второе. Распознавание эмоций собеседника. Попробуйте в разговоре представить, что испытывает человек, который ведет с вами диалог? Сконцентрируйтесь на его мимике, жестах, интонации. Что эти признаки говорят вам? Натренировать эту способность поможет курс «Профайлинг», который за несколько уроков научит читать людей, как открытую книгу.

Упражнение третье. Избавиться от негатива. Попробуйте отмечать собственные негативные установки и ликвидировать их. Например, если начиная новое дело, ваш внутренний голос говорит «У меня ничего не получится», попробуйте спросить у него, что нужно сделать для того, чтобы все получилось? Негатив мешает нашему мышлению, а избавление от него поможет нашей интуиции раскрыться. Избавиться от негатива и назойливых мыслей поможет курс «Детоксикация мозга». Специальные дыхательные упражнения и уникальные медитативные техники научат быстро приводить мысли в порядок. Бонусом вы получите хороший сон и улучшенную концентрацию.

3897

3897

Что это такое?

В психологии под ригидностью понимается неумение человека приспособиться к изменившимся условиям, к новым обстоятельствам. Психолог Елена Назаренко, сравнивает подобную особенность мышление, с ситуацией, когда человек поднявшись на чердак, затаскивает с собой и приставную лестницу.

Ригидность проявляется в замедленной перестройке мышления или вообще невозможности это сделать при появлении новых фактов. Люди с таким типом мышления с большим трудом отказываются от намеченного плана действий, им трудно корректировать свое поведение при изменении ситуации. Например, человек настроил себя на «жесткий» разговор, а его оппонент напротив спокоен и вежлив. Обладатель ригидного мышления будет груб и ему будет трудно перейти на мирный лад.

Что это такое?

К чертам ригидной личности можно отнести консерватизм и невозможность отказаться от привычек особенно многолетних, упрямство и повышенную впечатлительность. Неожиданные изменения ситуации, новая противоречащая убеждениям информация вызывает страх, который может надолго лишить человека возможности действовать и принимать решения.  Обычно склонные к ригидности люди большое внимание уделяют своим переживаниям, буквально зацикливаются на них, но самооценка при этом остается неизменной.

Читайте также:  Воспитание детей в Японии — каковы его особенности?

Насколько сильно выражена ригидность, зависит и от личностных качеств человека и от происходящих изменений, сложности вновь поставленной задачи.

 МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ

Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека, цель которого – узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при помощи иных психологических процессов. Мышление открывает нам еще недоступное знание, которое иным путем, кроме мышления, получить невозможно. Мышление – это процесс решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов. Это также опосредованное познание человеком действительности, так как, имея дело с мышлением, человек для получения знаний использует и органы чувств, и какие-либо вспомогательные средства. Правила логики мышления, используемые человеком для получения истинных знаний, также являются средством мышления.

Также мышление – это и процесс всеобщего познания действительности человеком, т. е. получения на уровне понятий всеобщих представлений о ней. Те знания, которые в результате мышления приобретает человек, не представляют собой конкретных знаний. Выделяют следующие виды мышления.

Теоретическое – такое мышление, которое совершается в уме полностью, без практических реальных действий и без обращения к опыту. Цель его – выведение одних знаний из других, обоснование, формулирование теории, объясняющей явления действительности, определение понятий. Цель практического мышления – решение некоторой практической, жизненной задачи – это мышление содержит в себе и умственные, и практические действия человека. Продуктивное мышление порождает новый, ранее неизвестный материальный или идеальный продукт. Репродуктивное мышление имеет дело с такими заданами, решение которых когда-то уже было найдено. В результате такого мышления ничего нового не создается. Его иногда называют нетворческим.

Интуитивное мышление заключается в особой интеллектуальной способности человека и особом чувстве – интуиции. Это умение без долгих рассуждений находить решение задачи и чувствовать его правильность, не располагая доказательствами истинности. Логическое мышление хорошо осознается как процесс и доказывается и проверяется с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения с правилами логики включенных в него действий.

Читайте также:  5 способов избавиться от страха перед врачами

Аутестическое мышление не всегда открывает истину человеку или приводит к правильному решению. Это мышление слабо ориентируется на реальную действительность либо вообще не принимает ее в расчет, т. е. решает задачи без опоры на объективные жизненные обстоятельства. Реалистическое мышление всегда руководствуется реальной действительностью, реалиями, ищет решение задач, и найденное решение, как правило, соответствует реальной действительности.

Простейшее из видов мышления – нагляднодейственное, свойственное многим животным. Его процесс сводится к реальным действиям человека над предметами. Высший по уровню развития вид мышления – словесно-логический. Этот вид имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, он полностью протекает во внутреннем плане и для него обязательной является опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Такое мышление осуществляется по определенным законам, что приводит к истинным решениям обсуждаемых задач.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Читайте также:  7 вещей, которые выдают неряшливую хозяйку

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Результаты исследования и их анализ

Результаты выполнения детьми методики представлены в следующей таблице:

Таблица 2

Результаты исследования

№ п\п Ф.И. учащегося Задание

10

Правильно решённых задач (баллы)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 А.Г. С + + + + + + 6
2 Б.П. П. + + + + + 5
3 К. Е.А. + + + + + + 6
4 Н.Р.С. + + + + + + 6
5 Ш.Т. И + + + + + 5
6 З.Л. И + + + + + + + + 8
7 М. Т.Д. + + + + + + + 7
8 А. А.Ф. + + + 3
9 К.Н. К + + + + + + + + 8
10 К.В.П. + + + 3

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

8 — 9 баллов — высокий;

4 — 7 баллов — средний;

2 — 3 балла — низкий;

0 — 1 балл — очень низкий.

Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления, 6 детей — средний уровень развития и 2 ребенка — низкий уровень развития. Ни один ребёнок не имеет ни очень высокого и ни очень низкого уровня развития.

Таким образом, при проведении исследования группа учащихся (10 человек) показала следующие результаты:

60% детей имеет средний уровень развития наглядно-образного мышления;

20% — высокий уровень развития и

20% — низкий уровень развития.

Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы: (Рис.3)

Рис. 2.4

Медпаркер - медицинский портал