Ребёнок отказывается ходить в школу: что делать, причины проблемы

Как выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Что делать если ребенок отказывается идти в школу?

Поймите всю серьезность проблемы. Ведь если малыш и дальше будет отказываться ходить в школу, то вам придется забрать его оттуда, а что делать дальше? Снова отправляться в садик? Менять школу, сидеть дома, нанимать репетиторов? Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы.

  • Какой урок в школе самый интересный?
  • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся
  • С кем из детей ты успел подружиться?
  • Нравится ли тебе твоя учительница?
  • Часто ли она тебя хвалит?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя при этом чувствуешь?
  • Что в школе есть интересного, кроме уроков?
  • Любишь ли ты переменки?
  • Вкусно ли в школе кормят?
  • Легко ли тебе выполнять домашние задания?

– Пообщайтесь с родителями одноклассников вашего ребенка. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.

–  Пообщайтесь с учительницей. Общение стройте так, чтобы ни в коем случае не нанести вреда своему малышу. Ведь если вы скажете учительнице, что ребенок не хочет идти в школу, вы можете вызвать у нее негативные эмоции, и в итоге она может сорваться на ребенке, упрекая его.

– Если ситуация не прояснилась, посидите на нескольких уроках или посмотрите видеозаписи занятий, если таковые имеются. Возможно, вы сможете увидеть проблему именно там. Незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок в ваше отсутствие. Придите раньше, чтобы увидеть малыша на переменке или на прогулке.

–  Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте малышу, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно.

– Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться усталостью ребенка.

– Не торопитесь забирать ребенка из школы. Возможно, через несколько дней проблема исчезнет сама собой.

–  Помните, что месяц и даже три месяца, не очень большой срок для того, чтобы ребенок привык к школе и своей новой жизни. Поэтому наберитесь терпения и помогите малышу справиться с возникшими трудностями, если видите, что ему самому это еще не под силу.

Почему ребенок не хочет учиться: основных причин

Почему ребенок не хочет учиться

Всех детей школьного возраста можно условно подразделить на следующие группы:

  • Школьники, которые с интересом получают новые знания.
  • Ученики, отношение которых к учебе ровное, спокойное.
  • Дети, для которых обучение тяжкая ноша.
  • Ребята, у которых полностью отсутствует мотивация к учебе, возникает стойкое нежелание посещать уроки.

Основная масса детей, потерявших интерес к учебе, ведет себя так в силу ряда обстоятельств. Главными причинами нежелания ребенка посещать школу являются:

  • Отсутствие интереса к определенным занятиям.

У каждого малыша свой уровень интеллекта и различные способности, для ребенка, увлеченного рисованием или сложением стихов, сложно «на отлично» выполнять задания по физике или математике. Если нежелание школьника учиться связано именно с этим, взрослым следует понять его устремления и направить процесс в нужное русло, соответствующее интересам маленького человечка.

  • Сложности с процессом обучения.
Почему ребенок не хочет учиться: основных причин

Многие дети не в состоянии справиться со школьными предметами. В таком случае разрешить конфликт поможет профессиональный репетитор или учитель, проводя дополнительные занятия по нужным предметам. Дети, не чувствующие себя среди сверстников «белыми воронами» из-за недостатка знаний, охотнее посещают учебное заведение.

  • Конфликты со сверстниками, учителями.

Отсутствие желания посещать уроки зачастую связано с конфликтами в классе или неприязненным отношением к конкретному учителю, из-за чего резко меняется поведение, что особенно часто заметно в подростковом возрасте. Решение очевидно — выяснить причину конфликта, дать совет как купировать ситуацию, в крайнем случае выбрать другое место учебы.

  • Чрезмерная опека.

Интерес к учебе пропадает в том случае, если родители «учатся» вместо своего чада. Тщательный контроль за сбором портфеля, выполнением домашней работы, требования получать исключительно высокие оценки по всем предметам заставляет маленького человека находиться в постоянном стрессе, а страх и неуверенность в своих силах со временем формируют отвращение к посещению школы. Задача взрослых состоит не в тотальном контроле за сыном или дочерью, а в помощи, которая нужна.

  • Отсутствие контроля.

В таких случаях ситуация полностью противоположна предыдущей, мама и папа пускают все на «самотек». Никто не контролирует маленького непоседу, не проверяет уроки, не интересуется полученными оценками. У детей мало развито чувство самоконтроля, выбор между уроками или игрой, всегда окажется в пользу последней. Решение проблемы — развивать в малыше чувство самоконтроля.

Читайте также:  25 лучших книг для мужчин, которые должен прочесть каждый

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?

По сути, мотивация – это желание. Я хочу это сделать, потому что… После «потому что» родители подставляют различные варианты обоснования необходимости учиться. И вот тут начинаются ошибки, из-за которых эта самая мотивация либо держится совсем недолго, либо пропадает напрочь.

Наиболее распространённые ошибки родителей.

  1. Общие слова.

«Все учатся и ты должен, ученье свет, а не ученье тьма, не будешь учиться, станешь уборщицей» и т. д.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?

Подобные утверждения слишком абстрактны, а потому непродуктивны. Кроме того, малыш искренне не понимает, почему он должен пыхтеть над учебниками, когда ему хочется погулять, и что плохого в том, чтобы быть уборщицей, вон тётя Маша в школе такая добрая и улыбчивая.

  1. Угрозы или шантаж.

«Если не сделаешь уроки, не пойдёшь гулять, не дам играть в компьютерную игру, не будешь смотреть мультфильм». Родители ошибочно полагают, что ради любимого развлечения ребёнок выполнит требуемое. Возможно, он подчинится, но учиться будет, что называется из-под палки и каждый раз угрозы придётся ужесточать. Если же в семье практикуются физические наказания, то дело обстоит ещё печальнее. Страх – плохой мотиватор, итогом его может стать ненависть к учёбе.

  1. Давление и внушение чувства вины.

«Тебе не стыдно? Посмотри, до чего ты мать довёл! Мы работаем с утра до ночи, чтоб тебе образование дать, а ты!». Подобные высказывания имеют только один эффект – ребёнок начнёт чувствовать себя виноватым. Вроде и получается добиться своего, сын или дочь сидят над учебниками, но нехотя, через силу. При этом становятся подавленными, угрюмыми, начинают часто болеть.

  1. Сравнение с другими детьми.

«Посмотри на Олю, умница, отличница, а ты!», «У тебя тройка за контрольную? А у Пети? Пятёрка? Вот он молодец, старается!». Родители часто используют этот метод, думая, что желание стать лучше Оли или Пети подстегнёт школьника, и он с удвоенной энергией примется за уроки. На самом деле сравнение угнетает. Мысль о том, что кто-то постоянно оказывается лучше, лишает всякого желания стараться и преодолевать трудности. Сравнение рождает уныние и апатию и к мотивации никакого отношения не имеет.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?
  1. Обещание вознаграждения.

«Закончишь четверть на пятёрки, получишь велосипед», «Если годовые оценки будут отличные, купим тебе новый телефон». Знания, полученные таким образом, быстро забываются, поскольку акцент с их ценности смещается на важность приза.

Кроме того, слишком отдалённый по времени подарок не способен удержать внимание ребёнка на цели. Учиться-то нужно сегодня, а конец четверти где-то там, далеко. В результате интерес к награде теряется, и грызть гранит науки становится как бы незачем.

Но если велосипеда хочется так сильно, что малыш старается изо всех сил, то родителям выполнить обещание нужно обязательно, несмотря ни на какие обстоятельства. Иначе утрата доверия и полное безразличие к учёбе.

  1. Деньги.

Оплата хороших оценок весьма спорный вариант стимулирования. Коммерческие отношения между членами семьи способны свести на нет дружественную и тёплую домашнюю атмосферу. Помимо этого, некоторые дети очень быстро смекают, что с помощью такой постановки вопроса, мамой можно манипулировать. «Если не заплатишь мне за пятёрку, в следующий раз вообще ничего не буду делать», — говорят они.

Привитое знание, что всё меряется деньгами, может сослужить плохую службу в дальнейшем.

Что же это за зверь такой мотивация и как его приручить?
  1. Завышенные требования.

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он не может выполнить в силу объективных причин. Если у него ярко выраженные творческие способности, не нужно настаивать на зубрёжке физики или математики, правильнее будет развивать то, что дано природой – литературный талант или страсть к рисованию. Если он медлительный, не торопите его, лучше дать необходимое время на обдумывание, чем впопыхах наделать ошибок. В случае усталости или болезни необходимо дать ему возможность отдохнуть, восстановить силы.

  1. Собственные проекции.

Одна из самых частых ошибок, когда старшее поколение нагружает младшее своими ожиданиями. «Я была отличницей и моя дочь не может учиться кое-как» или «Мне учиться не позволили обстоятельства, но сын должен получить хороший аттестат!». Чем меньше матери или отцу удалось реализоваться в значимых для них сферах, тем сильнее давление ожиданий. То, что ребёнок отдельная личность и у него свой путь обычно забывается.

Ребенок не хочет в школу – конфликты с одноклассниками

Как и в любом коллективе у школьника могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Причину возникновения конфликта можно узнать у ребёнка.

Для того, чтобы он поделился и раскрылся, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать разговор, проговаривая эмоции и состояние ребёнка, которые вы увидели у него на лице. Если вы будете требовать и давить, то ребёнок «замкнётся в себе» и все ваши попытки окажутся тщетными.

Также можно подойти к учителю и узнать подробности ситуации.

Но ни в коем случае нельзя вмешиваться в конфликт детей и самим разбираться со сверстниками вашего ребёнка — это может усугубить ситуацию.

Он должен сам достойно выйти из сложившейся ситуации с помощью ваших советов или следуя рекомендациям психолога.

Что делать, если ребенок не хочет учиться и как сформировать у него мотивацию к обучению

  1. Предоставьте своему сыну или дочке возможность стать ответственным за свои решения и действия. Постарайтесь быть своему ребёнку другом, тогда он сможет вам доверять, а вы, в свою очередь, всегда будете держать ситуацию под контролем.
  2. Все спорные моменты старайтесь решать сообща, всей семьёй, а не в одностороннем порядке. Ребёнок должен знать и понимать, что без труда никогда не получить хороших результатов. В любое дело нужно вложить свои усилия и время.
  3. Дайте своему ребёнку возможность проявлять самостоятельность.

Если родитель даёт своему ребёнку возможность самостоятельно понять, что именно ему интересно, важно, то такими действиями он помогает ему мотивировать себя на учёбу и другие важные и нужные дела.

Читайте также:  Шизофрения у детей. Как выглядит мир ребенка-шизофреника?

Одним из таких мотиваторов, может быть, план.  Ребёнок может составить свой план на 1 день, неделю, а, возможно, даже на месяц.

Будильник или часы, купленные вами, помогут распланировать день буквально по часам. Однако, это должен сделать исключительно он сам. Вы можете ему помогать, только с его согласия.

Постарайтесь не критиковать. Такими действиями, вы лишитесь доверия со стороны сына или дочки.

4. Помогать с выполнением домашнего задания, но не делать вместо него. Можно привить заинтересованность предметом просмотром познавательных фильмов. Химические опыты можно сделать и дома, сейчас продаются специальные наборы. Это будет интересно ребенку и взрослым, это сближает.

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

5. Ваша вера в силы и возможности вашего отпрыска, играет важную роль в поддержании его самооценки. Чем больше на ребёнка ложиться ответственности, тем сильнее должна быть поддержка с вашей стороны.

Каждый знает, что небольшая поддержка нужна постоянно. Но на самом деле «небольшая поддержка» должна быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются. Например, хорошо, очень хорошо, отлично. Искренность, творчество и разнообразие – сильные орудия в построении самоуважения вашего ребёнка. Попробуйте разнообразить способы сказать «Ты молодец! Отлично!

  • Как ты это сделал?
  • Продолжай также хорошо работать
  • Это достижение
  • Это интересная точка зрения
  • Я ценю твоё упорство
  • Кажется, ты неплохо поработал над этим
  • Теперь ты много достиг
  • Я рад, что ты мой сын/дочь
  • Научи меня делать это
  • Это хорошее наблюдение
  • Очень творчески
  • Мне нравится как ты…..
  • Какая аккуратная работа
  • Я никогда на это так не смотрел. Очень интересно!

6. Вместо интернета и телевизора в ваших силах придумать для сына или дочки увлечение, хобби, чтобы ему было интересно. Занимайтесь вместе спортом, выходите на свежий воздух. Если ребенок творческая личность, найдите время повести его на выставку.

7. Мотивируйте путешествиями, совместными походами в кино или театр. Не забывайте о чтении и самообразовании, развивайтесь сами и развивайте своих детей.

8. Не забывайте, где находится школа, в которой учится ваш сын или дочь. Приходите просто так, беседуйте с учителями, интересуйтесь жизнью в школе и его взаимоотношениями с одноклассниками.

Как оформить

Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, родителям нужно сообщить об этом в орган местного самоуправления. На практике не всегда понятно, что это значит и куда идти, поэтому проще всего решить вопрос напрямую через школу.

Если вы выбрали семейную форму обучения, напишите заявление об этом в ту школу, где ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Это необязательно будет школа по прописке, можно обратиться в любую. В некоторых регионах этого достаточно, в других директор сам сориентирует родителей, куда нужно отнести дополнительные заявления.

Сколько стоит отправить ребенка в школу

Если ребенок учится в первом — девятом классе, в заявлении нужно указать «семейная форма обучения». Для учеников десятого и одиннадцатого классов — «самообразование». Не путайте с домашним или обучением на дому — эти формы образования для других ситуаций: если ребенок-инвалид не может посещать школу по состоянию здоровья, учителя бесплатно приходят учить его домой.

Независимо от формы образования, школьники массово берутся за ум и вытягивают четверть на пятерки, когда узнают эти способы обращения с деньгами:

  1. Научиться копить.
  2. Обуздать карманные расходы.
  3. Понять, что мелких трат не бывает.

Повышаем мотивацию младшего школьника

  • исправить двойку по русскому языку;
  • полностью делать домашние задания;
  • не выкрикивать, а поднимать руку на уроке и т.д.
  • получить хорошую отметку,
  • получить похвалу учителя или мамы,
  • быть лучшим учеником,
  • хорошо знать предмет,
  • чтобы его не ругали дома, не наказали,
  • не исключили из спортивной секции,
  • купили велосипед и т. д.

Приемы, помогающие идти к успеху

  1. «Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых
  2. ребёнок получает возможность получить хороший результат.
  3. «Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности. Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника.
  4. «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности.
  5. Ошибка — это возможность! Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения.
  6. Умение видеть маленькие результаты. Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.

Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)

  1. Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
  6. трудности.
  7. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  8. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  9. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
  10. внешнего контроля.
  11. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
  12. моей деятельности ухудшается.
  13. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  14. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  15. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  16. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  17. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
  18. чем нереально высокие.
  19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  20. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  21. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  22. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается,
  23. даже если задание достаточно трудное.
  24. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  25. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
Читайте также:  Как вырастить детей настоящими оптимистами: 5 простых правил

Ключ к опроснику

«Стремясь к успеху, будьте реалистами. Неудачи — это тоже часть жизни».

  • Что для меня важнее всего ?
  • Что всего важнее для другого?
  • Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?
  • Почему я делаю это так, а не иначе?

Как помочь ребенку захотеть учиться

Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба – это его работа. Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба – это мамино дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками – тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты – это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы. Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? – несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение. Это не подкуп – просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами.

Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? – помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? – зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? – зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» — и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда – это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, — научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

Замечательный метод справляться с монотонной работой – разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

Отличный рабочий способ усилить учебную мотивацию – это связать учебу с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда учеба – это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!

Способ.

Можно внезапно утром заболеть. Первыми симптомами болезни должны быть плохое самочувствие, головная боль, слабость и как обычно повышена температура. Чтобы на термометре повысить до нужного градуса температуру можно воспользоваться следующими способами:

— Можно осторожно нагреть градусник на батарее. При этом нельзя прислонять его к металлической поверхности, нужно подержать над ней. При этом температура не должна превышать 39 градусов. В противном случае вызовут скорую помощь.

— Также можно нагревать градусник от любого другого теплого устройства. Это может быть обычный компьютер, который нагревается в течение некоторого времени. Другие теплые устройства в квартире также подойдут. Поэтому стоит попробовать и поэкспериментировать заранее.

— У животных температура тела выше, чем у человека, поэтому они также могут нагреть градусник. При этом нужно быть максимально осторожным с искусственным вариантом, чтобы не разбить случайно. Животные могут нагреть градусник до 38 градусов.

— Градусники можно нагревать с помощью горячих напитков, например, чая. Поэтому берем теплый напиток и поднимаем температуру.

— Для нагрева подходят разнообразные осветительные приборы, например, настольная лампа. Нужно просто подержать перед ней градусник несколько минут.

— Если подмышки натереть чесноком, то можно поднять температуру до 38 градусов. Но этот способ приведет к дискомфортным и даже болезненным ощущениям.

Интересно : 10 способов защиты авто от угона

— Если ртутный градусник перевернуть вниз и легонько ударить по нему тыльной стороной ладони, то можно подвинуть ртутный столбик на несколько градусов.

Эффективные способы как не пойти в школу должен знать каждый школьник, поэтому далее рассмотрим шесть следующих.

Медпаркер - медицинский портал