Способности в психологии. Структура и виды способностей

Доброго времени суток, дорогие читатели здорового блога! В этой статье мы разберёмся от чего зависит развитие способностей у человека, а также затронем вопрос как появляются на Свет талантливые и одарённые люди.

Классификация

Способности разделяют на общие и специальные. Первые проявляются в широком круге видов деятельности: умственные, физические способности, креативность, обучаемость. Вторые – образуются специфическим сочетанием свойств, необходимых для конкретной деятельности, профессии. Специальные способности разделяют на 4 группы:

  1. Сенсорные – восприятие информации об окружающем мире посредством органов чувств.
  2. Двигательные – выполнение движений, их скорость, точность, координация.
  3. Технические – проявляются в работе с оборудованием: технический опыт, пространственные представления, техническое понимание.
  4. Профессионализированные – музыкальные, литературные, математические, управленческие, педагогические, художественные, научные.
Классификация

Общие и специальные способности взаимосвязаны, развиваются в единстве и зависят от индивидуальных качеств человека: внимательности, наблюдательности, воображения, памяти, мышления, воли. Их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Важную положительную роль в этом играют склонности, обуславливающие активность и настойчивость человека в овладении знаниями, умениями, навыками.

Качественный уровень развития способностей выражается понятиями:

  • Одаренность – своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее возможность успешного осуществления какой-либо деятельности. Реализация этой возможности зависит от того, будут ли развиты соответствующие способности и будут ли приобретены знания и навыки.
  • Талант – совокупность индивидуальных качеств, позволяющих личности достигнуть высоких результатов в определенной сфере деятельности, создать продукт, отличающийся новизной, совершенством и большой общественной значимостью.
  • Гениальность – наивысшее проявление интеллектуальных и творческих сил человека. Проявляется в создании принципиально новых, уникальных, выдающихся творений, определяющих ход дальнейшего развития общества, науки, культуры.
Классификация

Выполнение одного вида деятельности зависит от нескольких способностей. При выполнении различных видов деятельности происходит взаимодействие целого ряда качеств, что приводит к развитию новых способностей. В становлении, формировании и развитии способностей наблюдается их тесная взаимосвязь со знаниями, навыками и умениями, их взаимное влияние.

Читайте также:  Абьюзер — кто это, 10 признаков мужчины-абьюзера и его мотивы

Характеристика общих способностей человека

Завершая анализ способностей, остановимся на краткой операциональной характеристике общих способностей человека. Считается, что общие способности представляют собой психологическую основу успешной познавательной деятельности человека.

Первая попытка систематизации и анализ этих способностей в отечественной психологии была предпринята В. Н. Дружининым. В структуре общих способностей он выделяет интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания), и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии). М. А. Холодная в рамках развиваемой ею концепции интеллекта как формы организации ментального (умственного) опыта расширяет и уточняет предложенную В. Н. Дружининым классификацию. Она выделяет конвергентные способности, креативность, обучаемость и познавательные стили. По мнению М. А. Холодной конвергентные способности обнаруживают себя в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в соответствии с условиями задачи. Они могут быть представлены следующими интеллектуальными свойствами:

— уровневыми свойствами, характеризующими достигнутый уровень развития познавательных (вербальных и невербальных) функций. Как правило, они диагностируются с помощью интеллектуальных шкал Д. Векслера и Р. Амтхауэра.

— комбинаторными свойствами интеллекта, которые характеризуют способность к выявлению различного рода связей, соотношений и закономерностей. Диагностируются с помощью прогрессивных матриц Равена.

— процессуальными свойствами интеллекта, которые характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности. Оценка этих свойств производится на основе оценки меры влияния мотивации на успешность умственных умений, сформированности основных познавательных действий и операций анализа, синтеза и обобщения условий и требований задачи.

Как происходит развитие свойств личности

На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.

Читайте также:  Энцефабол для детей: инструкция по применению, цена, аналоги

В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.

Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.

Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.

Вообще, развитие личности в целом является скачкообразным процессом. Длительные периоды равномерного постепенного развития сменяются кратковременными периодами резких значимых изменений свойств личности. Эти периоды называются критическими моментами (или возрастными кризисами). Каждый возрастной период имеет свое значение, является необходимым и обязательным для становления личности. Это связано с тем, что в определенном возрасте появляются свои благоприятные условия для формирования конкретных свойств личности и психических функций. Сформированные на каждом этапе свойства и качества личности практически невозможно изменить, как и пройти этот опыт заново или компенсировать то, что вовремя не сформировалось. Поэтому образовательный и воспитательный процессы налагают большую ответственность на родителей и педагогов.

Ледяной человек – Вим Хоф

В то время как обычные люди, пытающиеся взобраться на Эверест или Килиманджаро, как следует утепляются, голландский сорвиголова Вим Хоф проделывает такие трюки в одних шортах. Крайне морозоустойчивый Хоф говорит, что регулировать температуру тела ему помогает тантрическая техника медитации «туммо» – способ разработки внутреннего тепла, который используют тибетские йоги. Вим Хоф – абсолютный чемпион мира по купанию в ванне, засыпанной кусочками льда. Обычный человек не может находиться в такой ванне более 15-20 минут. Рекорд Хофа – почти два часа.

Ледяной человек – Вим Хоф

Классификация способностей

Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:

  • В соответствии с происхождением:
    • природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
    • социальные способности – те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
  • В соответствии с направлением:
    • общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
    • специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
  • В соответствии с условиями развития:
    • потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
    • актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
  • В соответствии с уровнем развития:
    • одаренность;
    • талант;
    • гениальность.

Медпаркер - медицинский портал