Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем

Первый день рождения крохи – серьезная дата. Вы вместе с ним одолели непростое время, называемое младенчеством. Теперь малыш представляет собой настоящую личность – со своими желаниями, характером и привычками. Чтобы развитие ребенка в 1 год приносило всей семье только радость, необходимо активно заниматься с карапузом и обеспечить полную безопасность в квартире.

Врачебные нормы

Проходя в 1 год специалистов в поликлинике, несколько моих знакомых, в конце концов, оказались на приеме у психолога. Детского. Оказывается, даже таким крохам положен осмотр.

Из кабинета психолога молодые мамы выходили одинаково удрученными и пессимистично настроенными.

Все они решали одну и ту же головоломку: «То ли мы – слишком плохие воспитатели, то ли наши дети какие-то не такие».

Что же такого наговорил им врач? Оказывается, в 1 год ребенок должен произносить 10 слов! А, кроме того, называть по именам всех членов семьи (да-да, даже троюродную тетю).

Он обязан опознавать собственные и чужие глазки/носик/ротик, и по первому требованию их показывать. Уметь виртуозно пользоваться ложкой и чашкой, собирать пирамидку по порядку и даже ходить на горшок!

Надо ли говорить, что ни один из осмотренных карапузов ничего не говорил и не демонстрировал – во всяком случае, незнакомой тете.

«Не такие» дети умели только раскидывать пирамидку, разбрасывать еду ложкой, мыть руки в чашке и призывно мычать, желая выразить нужду.

Врачебные нормы

Кажется, раз таких «не таких» много, значит, нормы не для всех? Однако, сомнение в собственной профнепригодности уже заразило всех присутствовавших.

ВАЖНО:

Данные нормы – скорее рекомендации.

Уже с 10 месяцев с ребенком стоит заниматься по этим направлениям: рассказывать, как зовут маму и папу, выдавать ложку и не бояться за чистоту, поощрять самостоятельность, купить пирамидку, рассматривать глазки и ротик у кукол и мишек.

Если ребенок не освоил это до года, нет ничего ужасного в том, чтобы это случилось чуть позже.

Что касается отказа от памперсов: мы уже рассказывали, что приучить чадо к горшку в годик – невозможно.

Нервная система, ответственная за сознательные походы в туалет, созревает лишь к двум годам (плюс – минус).

Ребенку год: что должен знать и уметь

Что и говорить, а в этом возрасте ребенок умеет многое. Пришло время объективно оценить ситуацию и, если есть необходимость, попытаться ее исправить. Даже небольшую задержку необходимо зафиксировать и попытаться исправить, пока она не стала чересчур заметной.

Физическое развитие малыша

Теперь малыш весит в три раза больше, да и ведет себя намного активнее. Любые позы ребенок принимает самостоятельно. Самые неповоротливые дети начинают радовать родителей первыми шажочками. Кстати, это серьезный повод пополнить аптечку – на случай неожиданного падения или ушиба.

Осваивая двигательные навыки, в этом возрасте малыш должен:

  • Стоять без посторонней помощи.
  • Ползать вверх-вниз по лестнице.
  • Ходьба осуществляется с поддержкой взрослого за одну или две руки. Известны случаи, когда дети начинали самостоятельно ходить уже в возрасте года.
  • Приседать и вставать на ноги из любого положения.
  • Залезать на кровать или любую другую мебель, а затем опускаться на пол.
Ребенку год: что должен знать и уметь

Многие вещи ребенок начинает понимать в возрасте 1 года. Например, он радуется, когда видит знакомое лицо, настораживается при виде неизвестных, сопереживает малышам, которые плачут рядом. Если же ребенку не разрешают играть, он может сделать обиженное лицо и разреветься. В этом возрасте мама по-прежнему остается для крохи главной в жизни, однако стоит позаботиться о том, чтобы ребенок еще и общался со своими сверстниками.

Итак, каким же показателям соответствует эмоционально-социальное развитие малыша в возрасте года?

  • Свои чувства малыш проявляет достаточно эмоционально. Например, он целует и обнимает маму с папой, тискает мягкую игрушку.
  • Ребенок радуется, когда старшие играют с ним в веселые игры.
  • Узнает близких и радуется, когда они приходят.
  • Узнает родителей даже на фотографиях и показывает, где мама и папа.
  • При появлении незнакомого человека может насторожиться и даже заплакать.
  • Листает книжки и с интересом рассматривает изображения в них.
  • Свое недовольство может выражать криком или плачем.
  • Смотрит в зеркало, играет со своим отражением.

Поговорим об умственном развитии. К концу 12-го месяца словарный запас ребенка достаточно богат. Он может произносить 8-10 слов. Гнев, обида и радость выражаются интонационно. Если ребенок пытается шутить, в таком возрасте развитое чувство юмора может говорить об остром уме. Читайте ему сказки, играйте в развивающие игры, особое внимание уделяйте развитию моторики.

Если оценивать речевое развитие ребенка в этом возрасте, специалисты рассматривают понимание речи и активное поддержание беседы. Годовалый малыш должен:

  • Понимать и выполнять маленькие просьбы: положи, дай, принеси.
  • По просьбе взрослых показывает на предметы в доме.
  • Пытается подражать взрослым интонационно.
  • Машет рукой «пока» и показывает, как летают птицы.
  • Играет в игру «ку-ку», пряча лицо в ладошках.

Чему должен быть обучен ребенок к 1 году: вопрос самостоятельности

Несмотря на скромный возраст, малыш уже должен обладать минимальными навыками самообслуживания. Карапуз довольно уверенно начинает держать ложку и самостоятельно есть многие вещи. Хотя каша по кухне будет летать еще долго!

В возрасте одного года давно пора отвыкать от памперсов – начинаем приучать свое чадо к горшку. Сначала будет нелегко, ведь вам придется буквально бежать с малышом к горшку и высаживать его при первых сигналах. Однако впоследствии ребенок привыкнет к нему и начнет ходить на горшок самостоятельно.

Ребенку год: что должен знать и уметь

Также необходимо приучать детей к порядку с юных лет.

Привлекайте малыша к выполнению несложных задач: сложить игрушки, отнести свою испачканную одежду в ванную комнату, собрать цветные карандаши в коробку. Если превратить это в привычный ритуал, ваш карапуз не станет неряхой.

Среди других бытовых навыков стоит отметить:

  • Откусывание и жевание печенья.
  • Протягивание ручек под кран, чтобы умыться, а потом вытереть лицо.

Нередко дети помогают родителям при одевании. Например, они могут протянуть руку в рукав, а ножку вставить в обувь. Хотя в большинстве своем одеваться годовалые малыши ужасно не любят и выражают свое недовольство криками.

Развитие ребенка в год

При оценке способностей годовалого ребенка важно понимать, что все дети разные. Одни малыши начинают ходить уже в 9 месяцев, а другие делают первые шаги только ближе к году. Аналогичная ситуация происходит и с навыками.

Физическое развитие

До года дети растут очень быстро. После годовалого возраста их рост и вес начинает увеличиваться медленнее. Регистрировать показатели веса и роста нужно каждые 3 месяца. Это можно делать взрослым самостоятельно дома или во время профилактического осмотра у педиатра.

Читайте также:  Расстройство адаптации лечение в домашних условиях

В среднем, вес у детей в 1 год должен превышать их вес при рождении в 3 раза. Рост увеличивается примерно на 20 см (по сравнению с ростом при рождении).

Нормы роста и веса годовалых детей:

  • Мальчики — рост 75,5 см, вес 10 кг.
  • Девочки — рост 73,5 см, вес 9,5 кг.

Параметры роста и веса не должны точно соответствовать вышеуказанным нормам. Допустимо как отставание, так и опережение в росте и весе. О патологических нарушениях можно утверждать лишь тогда, если рост и вес малыша аномально низкий или, наоборот, аномально высокий.

Развитие ребенка в год

В год у детей меняется внешний вид. Самыми большими частями тела у крохи являются животик и голова. Лицо принимает округлую форму и мягкие очертания. Ручки и ножки относительно тела кажутся короткими, на ощупь они мягкие без присутствия мускул.

  • Окружность головы — 46,6 см.
  • Количество зубов — от 4 до 10 прорезавшихся зубиков.

Взрослым необходимо помнить, что нет универсальных показателей нормы физического развития ребенка в 1 год. Развитие у детей происходит по-разному. Вышеуказанные показатели — это примерные данные, на которые следует ориентироваться родителям при оценке физического развития ребенка.

По мнению специалистов, и девочки, и мальчики развиваются примерно одинаково. Но по примерам из жизни можно судить о том, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Мальчики же более активны, они с удовольствием играют в игрушки, общаются со взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Дети в 1 год очень непоседливы. Они активно двигаются, много играют. Некоторые малыши в год уже ходят, другие — только ползают. С освоением навыка ходить спешить нельзя. Если ребенок проявляет интерес к самостоятельной ходьбе, то мама должна его постоянно страховать.

Что должен уметь ребенок в 1 год?

  • Сидеть на корточках и легко вставать из этого положения.
  • Открывать и закрывать дверки у шкафчиков. Доставать из шкафов одежду и складывать ее обратно.
  • Вскарабкиваться на невысокий диван или кресло. Дети в год должны уметь и слезать с них.
  • Малыш должен уметь брать двумя пальцами (большим и указательным) мелкие предметы и крепко держать, не роняя. Также годовалые дети должны уметь собирать пирамидки, кубики по картинкам (около 4 кубиков).
  • Копировать поведение и мимику взрослых (расчесывать волосы, умываться, ремонтировать машину и т. п.).
  • Играть в сюжетные игры.
  • Узнавать животных, показывать, где кошка, а где собака.

Если какой-то из навыков малышу дается трудно, то родители должны помогать осваивать его. Все должно происходить в форме игры.

Какие трудности в развитии ребенка в 1 год могут возникать? Как их решить?

Дать оценку нормальному развитию ребенка помогут следующие тесты:

  • Умеет ли малыш твердо стоять на ногах, ползать на четвереньках, ходить (с помощью взрослых)?
  • Выполняет ли ребенок простые просьбы взрослых (принести мячик).
  • Использует ли малыш в процессе общения жесты?
  • Присутствуют ли в его речи осмысленные слова?

Если что-то родителей в физическом и психическом развитии малыша настораживает, то они должны проконсультироваться по этому поводу у специалиста.

Развитие ребенка в год

Какие обычно возникают трудности?

  1. Малыш часто плачет, не интересуется игрушками, пассивен. Проблема может заключаться в стрессе, который когда-либо он получил. Оценить его психологическое состояние поможет психолог.
  2. Малыш не произносит звуки и слова. Многие дети начинают говорить после 1-2 лет. Но проконсультироваться с педиатром не помешает.

Малышу важно уделять много времени и внимания. Детки любознательны и, играя с родителями, они способны обучиться многим навыкам.

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко, врач-педиатр, к. м. н.

Теперь вы все знаете о том, что должен уметь ребёнок в 1 год. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!

Рекомендуем к прочтению

  • Выплаты при рождении третьего ребёнка
  • Перинатальный центр: официальный сайт
  • Как правильно кормить новорожденного грудным молоком?
  • Cенсорное развитие детей раннего возраста
  • Первый скрининг при беременности: нормы, расшифровка УЗИ
  • Развитие ребенка в 11 месяцев
  • Развитие недоношенных детей по месяцам
  • Когда ребенок начинает держать голову?
  • Ребёнок в 2-3 года часто психует и капризничает. Что…

Фундамент успешного воспитания

Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:

  • между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
  • вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
  • откликались на его потребности;
  • не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
  • дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
  • постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)
Фундамент успешного воспитания

Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.

Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.

Психическое развитие

Психическое развитие годовалого ребенка напрямую связано с физическим состоянием.

Умея передвигаться и ощущать себя в пространстве, малыш познает такие понятия как:

  • расстояние;
  • расположение;
  • направление;
  • способ обращения с предметами.
Психическое развитие

Получая информацию и различные впечатления, ребенок учится их запоминать:

  • что делают с тем или иным предметом;
  • как располагается мебель в комнате;
  • как называется тот или иной предмет быта;
  • где можно найти определенную вещь.

При определении психического развития ребенка используются следующие критерии:

  • темпы формирования памяти – насколько быстро малыш запоминает полученную визуальную или звуковую информацию и как долго ее помнит;
  • интенсивность мышления – малыш решает, каким способом можно достичь желаемого, ищет оптимальные для него решения;
  • формирование внимания – в годовалом возрасте ребенок способен удерживать внимание на одной веще около 10 мин., поэтому важно помочь ему концентрироваться на чем-то одном некоторое время;
  • скорость восприятия — как быстро воспринимается все новое, речь, действия окружающих, далее от этого будет зависеть степень обучаемости ребенка.

Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:

  • при манипуляциях во время приема пищи (попытка самостоятельно воспользоваться ложкой, чашкой);
  • при игре с пирамидой из 2-3 колец;
  • при общении с взрослыми людьми и детьми постарше;
  • при попытке сломать, разобрать или бросить игрушку.
Психическое развитие

Нервная система характеризуется эмоциональностью и некоторой нестабильностью (капризы, бунт против запретов), так как она еще не совершенна, в стадии формирования. Учитывая это, не рекомендуется подавлять непокорность малыша наказанием, проще переключить его внимание на что-то другое.

Большая ошибка считать, что годовалый малыш многое не понимает из того, как с ним обращаются. Дети в этом возрасте:

  • умеют хорошо чувствовать настроение близких ему людей;
  • понимают речь;
  • эмоционально реагируют на ссоры;
  • испытывают чувство угрозы и одиночества.

Ребёнок год — развитие: что должен уметь и что есть

Красивая и простая аппликация Грибочек. Шаблоны можно получить бесплатно. Подробности в моем посте тут.

За первый год своей жизни ребенок развивается колоссальными темпами. Сложно представить, чтобы взрослый человек за год успел столько же, сколько успевает карапуз: учится ходить, кушать, дышать, доносить свою мысль другим людям, смеяться, держать предметы в руках, привлекать к себе внимание, смотреть и видеть, играть. И еще очень-очень многому малыш учится в первый год жизни.

Читайте также:  Возвращаются ли мужья к бывшим женам после развода

Если вы сильно устали, истощены морально и физически, то рекомендую статью устаю быть мамой и женой. Также рекомендую статью о том, какими цветами можно испортить жизнь ребенку.

Ребёнок год — развитие: что должен уметь и что есть

Развитие ребёнка 1 год — что должен уметь и что есть

Давайте с самого начала! Рост и вес карапуза в 12 месяцев: рост – около 71-77см (девочки), 73-78см (мальчики); вес –7,9-10,1кг (девочки), 8,7-10,8кг (мальчики) . Настоящий богатырь! Уже на ручках его тяжело долго держать. Да кроха и не стремится весь день быть на руках, ведь у него столько дел.

Он уже умеет:

  • Ползать и ходить, держась за опоры;
  • Ребенок при поддержке поднимается и спускается по лестнице. И без опоры может лазить по лесенке;
  • Приседать. Вот тут опора ему уже не всегда нужна;
  • Кроха забирается на стулья самостоятельно;
  • Знает о том, как использовать определённые предметы: ложку, расческу, зеркало и другие;
  • Обладает долговременной памятью, поэтому хорошо запоминает все яркие события, которые случились с ним в последние 2-3 дня;
  • Держать предметы. Это могут быть и игрушки, и столовые предметы;
  • Может помахать головой, соглашаясь или отрицая то, что сказал родитель;
  • Зубки (1-2) прорезались или наметили прорезаться;
  • Может собрать пирамидку, построить небольшую башенку, положить предмет в емкость;
  • К годику ребенок может свободно пользоваться обеими руками, например, взять предмет левой или правой, или переложить предмет с одной, в другую руку;
  • Может бросить мячик;
  • Говорит: «мама», «папа»…
  • Следит глазками за движущимся предметом;
  • Копирует движения взрослых;
  • Открывает дверцы, выдвигает ящики.

Многое завит от того, чему родители учили своих карапузов. Например, некоторые детки пытаются есть самостоятельно, пользуясь ложечкой. Если детка постоянно видит, что на прощание ему машут ручкой, он начнет это движение повторять.

Ребёнок год — развитие: что должен уметь и что есть

Конечно, при таком интенсивном развитии карапуза, его питание должно быть полноценным. К этому моменту ребенка можно постепенно переводить на семейный рацион. Только, с учетом того, что детке практически нечем пережевывать пищу, его еда должна быть пюреобразная (можно допустить наличие небольших комочков).

Продукты в рационе малыша.

Назову их по мере убывания. Начну с тех, которых должно быть больше в меню крохи:

  • Грудное молоко (или смесь), молочные и кисломолочные продукты.
  • Овощи.
  • Фрукты, компоты, пюре, соки.
  • Мясо.
  • Рыба.
  • Каша.
  • Творожок.
  • Яйца.
  • Хлеб.
  • Фруктоза.
  • Сливочное масло.
  • Сметана.
  • Сыр.
  • Растительное масло.
  • Соль.

Конечно, в каждой семье могут быть разные принципы питания, поэтому это индивидуально. Кроме того есть религии, в которых не приветствуются определенные продукты.

Ребёнок год — развитие: что должен уметь и что есть

Все то, и по тому же приоритетному принципу, что и для взрослых.

Психическое развитие ребенка в 1 год

На психическое развитие годовасика влияет его умение общаться, понимать других и передавать свои мысли. Это влияет на его понимание своей роли в семье, умении играть. Малыш начинает обладать информацией и пользоваться этим.

Как все это происходит:

  • Кроха понимает 1-3 десятка слов.
  • Знает названия предметов, с которыми постоянно имеет дело.
  • Может назвать предметы, но не четко, неточно. Однако, кроха уже понимает, что у них есть «имена».
  • Малыш с удовольствием общается с другими детками. Но так как маленький пытается установить свои правила, такое общение без конфликтов не проходит.
  • Карапуз знает, как его любят. И начинает манипулировать членами семьи. При этом, малыш понимает, с кем как «общаться»: с кем можно баловаться, а с кем такой номер не пройдет.
  • Годовасик любит музыку и, как правило, реагирует на нее: пританцовывает, подпевает.
  • У малыша развивается долговременная память.
  • Можно наблюдать, как кроха проявляет характер: сердится, настаивает на своем.
  • Карапуз старается стать более самостоятельным. А еще он начинает сравнивать, как делает взрослый, и как – он.
Ребёнок год — развитие: что должен уметь и что есть

Нередко родители отмечают, как за один год их ребенок сильно изменился. Он не просто научился ходить/говорить, он начинает «командовать» и пытаться помыкать взрослыми и другими детьми.

Питание годовалого ребенка

О продуктах питания мы уже говорили. Но стоит поговорить про режим питания и приблизительное меню.

Режим

Режим питания малыша в каждой семье устанавливается свой. Но, если планируете через год-два отдать кроху в садик, стоит составить расписание питания максимально приближенное к детсадовскому.

Ребёнок год — развитие: что должен уметь и что есть
  • Завтрак:

Игрушки для детей и развивающие игры

Ниже приведен перечень игрушек, которые будут наиболее полезны для годовалого ребенка.

  • Кубики, из которых можно складывать разнообразные постройки.
  • Пирамидка со стержнем, на который нужно нанизывать кольца.
  • Игрушка-сортер – представляет собой ёмкость, имеющую отверстия разной формы. Дополняют эту игрушку несколько фигурок, которые следует просовывать в отверстия. То есть карапуз будет сортировать фигурки в зависимости от формы отверстий.
  • Стаканчики разной формы. Карапуз может их вкладывать друг в друга или складывать из них постройки.
  • Игрушки для улицы – ведерко, лопата, машинка с кузовом на веревочке и т.д.
  • Шкатулки и коробочки. Их так интересно открывать и снова закрывать.
  • Большие мягки игрушки, которых можно одевать, кормить и укладывать спать.
  • Предметы для игр с водой – лейка, миски для воды, плавающие игрушки.
  • Бытовые предметы, с которыми кроха сможет играть, подражая вам. Например, детский телефон, пластиковая посуда, игрушечный утюг.
  • Картонные книги с крупными картинками.
  • Простые музыкальные инструменты – дудочка, металлофон, бубен.

Игра в «песочнице». Насыпьте в широкую кастрюлю манной крупы. Поставьте на пол перед малышом. Он с удовольствием начнет в ней возиться и просеивать сквозь пальчики. Когда карапузу это надоест, спрячьте в манке небольшую игрушку. Попросите малыша найти ее.

Игра «Волшебная сумка». Отыщите старую сумку. Это может быть и дамская сумочка, и походная. Перед игрой тщательно очистите ее от загрязнений. Подготовьте безопасные бытовые предметы. Разместите их в разных кармашках сумки. Малыш получит массу удовольствия, расстегивая замочки или кнопки на разных отделениях в сумке. Эта игра помогает развивать мелкую моторику рук.

Видео о том, что должен уметь годовалый малыш

Один год — чудесный возраст. Это время когда ваш ребёнок узнаёт много нового, учится совершенно потрясающим вещам, во всем старается подражать вам. Это то время, которые вы будете вспоминать со слезами на глазах. Не упускайте его счастливые моменты. Помогайте, а не мешайте малышу развиваться. И, поздравляем с первым Днём Рождения крохи!

Видео о том, что должен уметь годовалый малыш
Видео о том, что должен уметь годовалый малыш

Похожие записи: Развитие ребёнка в 9 месяцев: что он должен уже уметь и как его дальше развивать Развитие месячного ребенка Развитие ребёнка в 6 месяцев

Видео о том, что должен уметь годовалый малыш

Помощь родителей

Время от времени годовалого ребенка нужно носить на руках. Развитие малыша в двенадцать месяцев так же как и раньше, направлено на совершенствование речевых навыков и мелкой моторики, поэтому необходимо продолжать развивать эти функции.

Развитие прямохождения

Самым главным навыком, приобретаемым малышом на данный момент, является ходьба. Как бы родителям ни хотелось, чтобы их чадо начало быстрее делать первые шаги, крайне важно учитывать его готовность к ним.

Если малыш уже освоил навык ползания и передвигается на четвереньках без каких-либо проблем, то необходимо сделать все, чтобы подтолкнуть его к прямохождению, однако отучать его ползать не следует. Чтобы научить кроху ходить, нужно развешивать его любимые игрушки на доступной для него высоте. Как только родители будут замечать, что малыш встает на ноги и тянет руку за игрушками, их нужно переносить немного дальше от карапуза, чтобы он проделывал несколько шагов, прежде, чем их достать.

Читайте также:  Мания преследования или настоящая слежка: игра на дороге

Не нужно торопить ребенка и сразу ждать от него ошеломительных результатов. Его опорно-двигательная система будет постепенно привыкать к нагрузкам. Расстояние между игрушками и ребенком нужно увеличивать постепенно. Когда он сможет самостоятельно шагать от опоры до опоры, ему будет необходимо сделать несколько таких целей с любимыми игрушками, к которым он сможет идти. На пути малыша обязательно должны встречаться опорные предметы, такие как кресло, стул, кроватка и прочие.

Стимуляция первых шагов ребенка

Зачастую дети боятся сделать первый шаг, так как не уверены в своих силах и очень боятся потерять равновесие и упасть. Чтобы уравновесить тело карапуза ему можно дать в руки несколько игрушек, затем следует отойти на пару шагов назад и попросить ребенка принести подвешенную игрушку. Малышу будет достаточно подобной мотивации и он начнет делать свои первые шаги, чтобы выполнить просьбу родителей.

Во время прогулок с малышом на свежем воздухе, необходимо обращать его внимание на других детей, которые уже самостоятельно шагают. Чужой пример может также замотивировать карапуза на собственные подвиги.

Помощь родителей

Хотя ходунки и позволяют быстрее развить навык хождения, часто их использовать не рекомендуется, так как они могут стать причиной неправильно сформированной осанки. Вместо них, лучше применять вожжи или игрушки-каталки. Поддерживать ребенка во время ходьбы нужно не за подмышки, а за кисти или предплечья. Когда малыш научится делать первые самостоятельные шаги, его можно держать сзади за капюшон для подстраховки. С этого момента нужно стараться меньше пользоваться коляской, давая возможность карапузу развивать полученный навык.

Не нужно переживать по поводу того, что малыш падает. Падения являются важным фактором в процессе обучения прямохождению. Не следует бежать к ребенку сразу после того, как он упал, необходимо дать ему возможность самостоятельно подняться. Помогать ему нужно только тогда, когда он не может подняться сам, плачет или сильно ушибся. Если есть возможность прогулок по траве, песку или земле, то необходимо разрешать ребенку гулять босиком. Это очень полезно.

Обувь для годовалого ребенка

Если малыш осваивает навыки прямохождения на жестком полу, то на него нужно надевать специальную детскую обувь. Это необходимо потому, что во время ходьбы в ступне происходит напряжение определенных мышечных групп, однако только в том случае, если ребенок ходит по земле, камням или песку. При хождении по полу, детская ступня будет либо расслабленной, либо напряженной только наполовину, что приведет к искривлению голеностопа и нарушениям походки. Первая обувь малыша должна быть непросто модной, удобной и нарядной, а ортопедически правильной. Лучше всего приобретать ботинки на шнурках с высоким задником. Таким образом, детский голеностоп будет зафиксирован, а небольшой устойчивый каблук на ботинках, позволит избежать плоскостопия. Ботинки не нужно надевать все время, достаточно их носить, только тогда, когда ребенок ходит.

Игры с годовалым малышом

С ребенком необходимо продолжать играть в игру с наличием сюжета. Все что было увидено малышом во время прогулки на свежем воздухе, можно обыграть в домашних условиях, используя игрушки. Это могут быть проезжающие автомобили, гуляющие по двору животные или КАМАЗ выгружающий щебень на придомовую территорию. Все это можно воссоздать для малыша в игровой форме.

Также можно устраивать для крохи сказки в форме спектаклей, используя для этого матрешек или пальчиковых кукол, специально созданных для этих целей.

Что должен уметь ребенок в таком возрасте

Малыш в этом возрасте умеет распознавать и демонстрировать весь спектр эмоций и настроения. Он замечает мамину грусть, и может расплакаться, радостно реагирует на улыбку близких, а наблюдать удивление или озадаченность крохи при знакомстве с окружающим миром просто уморительно. В норме он, пока еще с опаской, но уже и с большим интересом, реагирует на малышей того же возраста, робко пытается с ними контактировать.

В этом возрасте ребенок пытается побольше узнать об окружающем мире. Он с интересом исследует комнату и квартиру, к которой привык, пытается самостоятельно добраться до заинтересовавших его вещей, причем делает это весьма проворно.

Он знает названия практически всех привычных игрушек, выполняет простые просьбы и задания: «дай зайчика», «на ведерко». У крохи вырабатывается младенческий язык, когда, кроме гуления, в детском лепете присутствуют слоги и даже отдельные слова: мама, папа, дай, би-би. Он прислушивается к собственному голосу и меняет интонацию.

Ребенок воздействует на игрушки. Толкает, отбрасывает, тянет, пытается спрятать. Ему нравятся эти занятия, он осознает собственные возможности и бурно радуется новым открытиям. Радуйтесь вместе с ребенком, показывайте, как можно играть с игрушками, поощряйте его к действиям.

Малыш уже сам сидит на детском стульчике, кушает с помощью ложки. Конечно, проще его покормить и напоить, это будет гораздо быстрее, и не понадобится отмывать кухню, однако не следует требовать от ребенка умения и самостоятельности, если ему никто не показывал, как надо, и не позволял ошибаться. Если ребенок еще не ходит, водите его за ручки, поощряйте самостоятельно добраться до яркой игрушки, зовите, сидя на диване, пусть он сделает свои первые шаги. И, конечно, не забывайте хвалить малыша, разговаривать с ним, объяснять свои самые простые действия.

Нервно-психическое развитие

В этом возрасте ребенок очень подвижен, он старается добраться до ярких вещей в квартире, пытается открыть дверцы шкафов, отправиться в путешествие на кухню или в ванную, где огромное множество интересных вещей. Вот примерный список умений малыша в таком возрасте:

  • ходит или быстро ползает;
  • стоит, держась за край дивана или другую опору, если нужно что-то рассмотреть:
  • присаживается на корточки, наклоняется, чтобы поднять игрушку;
  • катает мячик, машинку на веревочке, другие подвижные игрушки;
  • складывает башенку из кубиков;
  • знает около 10-15 простых слов, понимает гораздо больше;
  • самостоятельно пьет из чашки, пытается есть большой ложкой.

Он начинает интересоваться сверстниками, способен покормить куклу, принести маме свою любимую игрушку. Конечно, это весьма примерный список, малыш может уметь чуть больше или меньше, главное – это ежедневное общение с малышом, игры, систематические занятия с крохой.

Моторика

Ребенку этого возраста очень полезны игры с водой, песком, малыш с удовольствием осваивает пальчиковые краски. Он уже способен нанизывать кольца пирамидки и строить башенку из кубиков. Такие занятия важны для малыша, они должны быть короткими (не более 15 минут), но ежедневными. При купании можно бросить в ванну несколько плавающих ярких игрушек и показать малышу, как собрать их в ведерко, или научить по одной подавать их маме. Даже самые простые действия и новые впечатления развивают кроху.

Развитие речи

Для развития речи ребенка следует как можно больше с ним разговаривать, медленно и внятно комментируя его и свои действия. Читайте ребенку стихи, сказки, при чтении меняйте интонацию. Детки в таком возрасте очень музыкальны. Они пытаются повторить простые детские песенки, воспроизвести мелодию, учатся танцевать.

Можно купить малышу вертушку, которая крутится, если на нее подуть, свистульку, дудочку. Упражнения, которые выполняются с этими предметами, укрепляют мышцы щек и языка. Почаще обращайтесь к малышу с просьбами и не забывайте его хвалить.

Медпаркер - медицинский портал