Всегда один. Почему у ребёнка нет друзей?

Наш эксперт — кандидат психологических наук Татьяна Киселёва.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

«Ты мне больше не подруга» и холодный прищуренный взгляд. Как научить ребенка отвечать на такое Подробнее

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

С точки зрения психологии:

Думаю, что найдётся немало людей, для которых вопрос о дружбе является актуальным. Человек по своей природе социален, то есть нуждается в участии других людей. Каждый старается наладить отношения с окружающими и найти такого человека, который бы и помог ему и поддержал в трудную минуту. Такого, кому без опаски мог бы легко доверить самое важное, с кем мог бы посоветоваться по таким вопросам, которые с каждым не обсудишь. Именно такого человека и называют другом. Вот и стоит задаться вопросом по поводу того, как с чужим человеком нужно строить взаимодействие, чтобы он стал вот таким, какими психологическими качествами он должен обладать.

Читайте также:  Диагностика невротических и соматоформных расстройств

Для начала, очень Вам рекомендую обратить взор на себя самого, поискать причину в самом себе, задаться вопросом, почему именно у Вас нет близкого друга, почему именно Вам не встречаются на жизненном пути люди миролюбивые, честные и нетерпящие несправедливость. Очень часто бывает так, что мы не замечаем очевидного и видим то, чего нет на самом деле. Может, проблема заключается в том, что Вы не совсем верно оцениваете окружающее Вас и на этой основе делаете несколько неверные интерпретации? Такое очень часто встречается, и это даже скорее норма, чем нечто из ряда вон выходящее. Здесь, по сути, достаточно лишь немного поменять восприятие самого себя и картина начнёт меняться сама по себе. А менять нужно, прежде всего, ожидания окружающих в отношении самого себя.

Подумайте, нет ли такого, что Вы внутреннее считаете себя несколько исключительным человеком, не похожим на большинство людей с особым, трезвым, взрослым взглядом на мир. Если да, то будьте уверенны в том, что так про себя могут сказать чуть ли не сто процентов юношей Вашего возраста. Это особо отличительная черта мировоззрения, характерная в период юности, когда идёт активное формирование самосознания, когда оно выходит на качественно новый уровень.

Именно поэтому, если желаете, чтобы рядом с Вами был хороший друг, станьте сами таким и вся проблема будет решена. Конечно, при этом очень важно знать, какими качествами должен обладать настоящий друг. Ответ на этот вопрос найти не так сложно, достаточно проста подумать о том, кого бы вы хотели видеть рядом. Конечно же, главное здесь это наличие подлинной искренности и отсутствие даже малой толики лицемерия во всех проявлениях. Важно понять и то, что друг это не столько тот, кто познаётся в беде (как обычно принято его обозначать), но тот, кто познаётся в радости. Не может быть другом тот, кто приходит на помощь в беде, но при этом не способен искренне радоваться Вашим успехам. Это не друг, назови его как угодно, но только не другом. Думаю, что правильно всё расставив, Вы легко сможет стать настоящим другом тому, кто в свою очередь будет другом для Вас.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям 

Отправьтесь на курсы

Почему большинство друзей мы заводим в школе или институте? Мы проводим с ними значительную часть времени. Если бы мы не сидели от звонка до звонка много лет, может, и дружбы не вышло бы. Просто разошлись бы хорошими знакомыми. Но как раз необходимость проводить вместе много времени сближает людей. Если вы еще учитесь в школе или в университете, не переживайте, всё ещё впереди.

Отправьтесь на курсы

Нужно больше ходить на всякие ивенты. Заводить знакомства. Если вы попали в замкнутый круг “дом-работа” и шансов на новое знакомство практически нет, запишитесь на курсы. Поучитесь программированию, дизайну, вязанию, парикмахерскому мастерству. Вы заведете новые знакомства с людьми. Может быть, найдете “своих”.

  1. Желание поддерживать эмоциональный контакт с другими: понимать эмоции и чувства других людей, выражать свои эмоции и разделять эмоции и чувства других.
  2. Желание вовлекаться в совместную деятельность: вместе играть, выполнять коллективное задание, проявлять инициативу и поддерживать чужую инициативу.
  3. Умение управлять своими эмоциями: не подавлять их, а подбирать адекватные способы их выражения. Например, на обиду, нанесённую словом, подобрать подходящие случаю слова, которые остановят обидчика и позволят сохранить самоуважение. Чрезмерная реакция — ударить в ответ. Недостаточная реакция — проглотить обиду, поощряя обидчика и дальше испытывать, как далеко можно зайти.
  4. Умение поддерживать разговор: обращаться к другим детям, задавать вопросы, шутить, смеяться шуткам.
  5. Умение замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.
Медпаркер - медицинский портал