Путешествие по Узбекистану. Метро Ташкента.
Отдельного поста заслуживает ташкентский метрополитен. Здесь 50 станций и 3 ветки метро (+ одна наземная). Переходы с ветки на ветку удобные, тут нет давки и толчеи – восточная медлительность и выдержанность даже в час пик.
Но самое главное – оформление станций. Посмотрите, какая красота! Мозаики, чеканка, рельефы, мтилизованные колонны и, конечно, безумно красивые светильники. Часть оформления осталась со времён СССР и она бережно сохранена, часть – современный дизайн.
Я выходила из вагона по мере следования, чтобы просто сфотографировать это великолепие. Вот, любуйтесь.
Так вышло, что чаще всего мой путь лежал через станцию Пахтакор – в переводе “сборщик хлопка” (а ещё так называется известный узбекский футбольный клуб). Самый узнаваемый узбекский орнамент – пахта – символический рисунок распускающегося цветка хлопка, легко узнаваем в росписи стен станции. Кстати, он традиционно украшает узбекские пиалы и чайники, поэтому отличным сувениром на память о поездке станут именно они.
Каждая станция метрополитена в Ташкенте имеет саою “фишечку”: необычные светильники, высокий рельеф лепнины, изысканная цветовая гармония, инкрустация фигурным стеклом, мозаичный фриз…
Самая любимая туристами станция ташкентского метро – Космонавтлар (Проспект Космонавтов), например, оформлена очень выразительными тондо с потретами героев космоса. Здесь всё будто бы покрыто серебристой мерцающей пылью, а сочетание стального цвета поверхностей с глубоким синим создают особую атмосферу. Интересны и светильники, напоминающие цветочные лепестки. Когда одновременно расходятся два поезда на этой станции, лепестки слегка колышатся и издают характерный, немного мистический звон.
Мне особенно по душе пришлась станция ю, посвящённая тюркскому поэту, мыслителю, суфию, государственному деятелю – Алишеру Навои. Элегантные арки, тонкой работы золотистый орнамент на белом своде, изящные рельефы вертикального формата, что придаёт им возвышенной поэтичности. Светло-изумрудная эмаль, покрашивающая рельефы со стилизованными изображениями героев произведений Навои, добавляет им монументальности и гармонии. Нашла тут и героев своего любимого балета: “Легенда о любви” – Ферхарда и Ширин.